Смайлова Сауле Турсуновна
учитель русского языка и литературы
средней школы № 10
Карагандинской области
Класс 8
Урок литературы
Тема: Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
“Речь человека – его судьба”.
Цели:
образовательные:
в результате урока ученики знакомятся с классическими образцами письменной речи;
совершенствуют навык создания текста;
развивающие:
развивают культуру речи;
развивают логику;
умеют вести диалог;
стремятся к творчеству;
воспитывающие:
устанавливаются новые связующие нити с людьми;
прививается чувство доброжелательности, внимания к собеседнику;
возрождаются забытые традиции написания писем;
воспитывается чувство аккуратности к тому, что делаешь;
учатся быть гражданами.
Тип: комбинированный урок.
Форма организации занятия:
эвристическая беседа, практическое занятие.
Методы:
репродуктивные: словесные, наглядные;
продуктивные: создание текста.
Форма организации работы в классе:
фронтальная, индивидуальная, творческая формы.
Ход урока.
1.Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
Каковы цели урока? Что вы ждёте от урока? (Ответы детей.)
Учитель.
Компасом в работе мы избираем слова: “Счастье, судьба в руках ЧЕЛОВЕКА! Свою историю мы пишем красивыми словами и добрыми делами!”
Скажите, какие главные правила в нашей школе?
(ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ, ПРИЗНАТЬ),
(ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ,
ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ,
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ).
И главный принцип нашей жизни?
Дети: “Гуманизм”.
Предлагаю вам определить качества настоящего человека словами, начинающимися с букв слова “гуманизм”:
Г - гармоничный, галантный, героический, гуманный.
У - удивительный, увлечённый, уважительный, умильный, умудрённый.
М - милый, милосердный, милостивый,
А - активный, авторитетный, альтруистичный.
Н - нежный, ненаглядный, необыкновенный, неудержимый, нравственный, нужный.
И - искренний, идеальный, исключительный, искусный.
З - заботливый, закалённый, здоровый, золотой.
М - мыслящий, мягкосердечный.
Учитель.
Экспресс-интервью “Для чего человек приходит в мир?”
Учащиеся отвечают, не повторяясь:
достойно жить;
творить добро;
уважать других людей;
улыбаться людям;
усердно, с интересом работать;
иметь и любить свой дом;
почитать своих родителей;
быть гражданином своей страны…
Учитель.
Читаем стихотворение Н.А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться…”
Учитель.
- Ребята! Вы очень верно заметили, как точно выразил суть человеческой жизни русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий. Предлагаю всем выучить наизусть это стихотворение. Пусть его идея будет вашим жизненным кредо!
Сегодня в человеческие отношения смело вошли современные информационные технологии. Электронные послания летят во все концы, “здравствуй и прощай” по мобильному телефону, по стационарному телефону, но ничто не заменит письма как средства общения, приучающего бережно относиться к родной речи, позволяющего передать адресату теплоту чувств, прикосновений рук, даже особый запах.
Учитель.
Экспресс-интервью “Для чего нам нужна речь?”
Дети отвечают, а затем демонстрируются их высказывания:
письма писать;
общаться с добрыми людьми;
благодарить любимых маму, папу, дедушку, бабушку;
оригинально выражать свои мысли;
рассказывать прекрасные стихи;
петь задушевные песни.
- Какие слова в стихотворении являются ключевыми?
- Говорить правильно – это в первую очередь проявлять чувство собственного достоинства и самоуважения.
Есть мудрая русская пословица: “Бочку мёда можно испортить ложкой дёгтя”. Я считаю, что смысл её относится и к нашему разговору о русской речи. В современной жизни очень часто можно услышать, как люди “украшают” свою речь нецензурной бранью. Люди, выпуская из уст своих бранные слова, часто и не задумываются над тем, что за слова они произносят. Любое проклятие, словно бумеранг, возвращается и падает на голову изрекающего его. После интервью демонстрируются высказывания собравшихся:
бранные слова не созидают нравственный мир человека, а разлагают его, разрушают;
бранные слова заражают болезнью того, кто их произносит;
любое нечистое слово оставляет чёрное пятно в нашем же собственном сердце;
грубое слово одинаково жалит и того, кто его выпустил, и того, кому оно адресовано.
Как из одного источника не может течь сладкая и горькая вода, так и из уст человеческих не должны выходить одновременно добрые и грубые слова!
3. Домашнее задание:
написать сочинение « Быть современным - это значит…»
4. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что запомнилось вам больше всего? (Доброта и любовь, уважение и взаимопонимание…)
- Дорогие ребята! П.И. Чайковский любил повторять: “Вдохновение-это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.
Вы сегодня охотно трудились! Благодарю всех за огромную работу души, за счастье быть с вами! Наполняйте каждый свой день великим смыслом!
Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
- Гульнар-1
- 11 маусым 2012
- 6469
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Русский язык, совершенствовать, навык создания текста
Ұқсас жаңалықтар:
Моя Родина – Казахстан
«Наша родина - Казахстан». У каждого человека есть своя Родина. Мы каждый день слышим это слово, знаем его с детства. Родина – это земля, на которой...Общее понятие об имени существительном
Научить различать предмет и слово как часть речи; дать понятие о одушевленных и неодушевленных существительных...Моя семья
Цели урока: Продолжить знакомить учащихся с глаголами. Создать условия для осознания и осмысления изученного материала через модули новой программы....Указательные слова в сложноподчинённых предложениях
Амренова Айгуль Кажибаевна учитель русского языка и литературы Мариновская казахская средняя школа Атбасарского район, Акмолинская области...Культура речи
Бозжигитова Ляззат Конакбаевна город Атырау, средняя школа № 23...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.