Воспитание и обучение ученика - пианиста – сложный и многогранный процесс, в котором происходит выявление и раскрытие его способностей, их гармоническое развитие. Одним из непременных условий этого развития является приобщение к миру полифонической музыки.
Вся фортепианная литература полифонична. Прежде всего следует научить ребенка выразительному и певучему исполнению одноголосных песен – мелодий (например: русские народные песни «Ходила младешенька по борочку», « Коровушка», польская народная песня «Висла» и др. из «Школы игры на фортепиано» Николаева). В дальнейшем этот навык переходит на сочетание двух мелодий в легких полифонических пьесках. Этот переход является естественным, что способствует сохранению интереса к полифонической музыке в дальнейшем.
Работу над полифонией нужно начинать с простого, доступного ученику материала, подбирать пьески с постепенным усложнением полифонических трудностей. Ученик должен познакомиться с основными видами полифонии, отличать их друг от друга, должен научиться работать над этими произведениями.
Полифония может быть подголосочной, контрастной, имитационной.
Подголосочная полифония свойственна славянской музыке, в произведениях этого типа легко отличить главный голос от сопровождающих голосов, более развитым является солирующий голос, остальные голоса играют роль сопровождения. В интонационном отношении они родственны главному голосу (в контрастной полифонии такой связи нет). Примерами могут явиться пьесы М. Крутицкого «Зимой», Д. Кабалевского « Ночью на реке», Д. Левидовой «Колыбельная» и т. п.). Сопровождающие голоса могут не просто подпевать, но придать новый характер звучанию, например, « Кума» Александрова, в начале которой мы слышим спокойный характер, в конце – танцевальный. Содержание должно быть понятно ученику (слова наталкивают на содержание).
Следующим этапом является знакомство с понятием имитации, где мелодия появляется в разных голосах попеременно. Сопрано и бас – имитация (бас «передразнивает» сопрано), мелодия перемещается из одного голоса в другой. Простейшие примеры для знакомства: Гедике «Ригодон» ор. 46 №1, К. Лонгшамп - Друшкевичова «Два приятеля», Мясковский «Беззаботная песенка». В имитационной полифонии трудно сказать, какой голос главный, в интермедиях – верхний голос. С имитационной полифонией знакомимся на различных пьесах, фугеттах, фугах. Далее можно перейти к понятию канона (т. е. имитация всего произведения). Наложение голосов происходит не сразу. Сначала верхний голос, почти кончился – вступает нижний, потом на середине 2 - й голос. Канон в переводе с греческого означает образец, правило. В качестве начального материала можно использовать примеры: Р. Леденев. Маленький канон (F - dur), русская народная песня «На речушке, на Дунае» в обработке С. Ляховицкой и Л. Баренбойма, И. Хуторянский «Маленький канон» (d - moll), русская народная песня « Ах, ты, зимушка» в обработке И. Берковича.
В двухголосных полифонических пьесах имитацию стараться подчеркнуть не динамикой, а тембром, отличным от другого голоса. Если верхний голос играть звонко, а нижний – легко и тихо, то имитация будет слышна яснее, чем при громком ее исполнении. Именно такая манера игры выявляет наличие 2 - х самостоятельных голосов, что является основой в полифонии. Т. е. динамика – это не лучшее средство сделать тему в любом голосе ясно различимой. Слышно не то, что громко, а то, что имеет свой особый, отличный от другого голоса тембр, фразировку, артикуляцию. Легкое звучание басового голоса хорошо контрастирует с звонким «пением» верхнего и воспринимается более отчетливо, чем громкое исполнение имитации.
В контрастной полифонии мы всегда найдем главный голос. Мелодически он очень развит. Остальные голоса развиты слабо, они гармонически поддерживают главный голос. Для знакомства с этим видом полифонии используем «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах», произведения добаховской полифонии Фрескобальди, Маттесона и др. При прохождении этих пьес приобретаются навыки исполнения самой полифонии, развивается чувство формы, достигается звуковое разнообразие.
В занятиях с учеником надо стараться включать в работу произведения различных стран, эпох, обращать внимание ученика на народность (скрытые песенность, танцевальность), раскрывать эстетическое богатство и художественное очарование полифонии, научить любить эту музыку. Полифонические произведения должны стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика и даже ключом к пониманию всех музыкальных стилей.
«Смотрите на голоса как на личности, а многоголосное произведение как на беседу между личностями. Каждая личность должна говорить хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, пусть молчит, пока до нее не дойдет очередь». (И. С. Бах).
«Когда говорят многие люди – это какофония, когда говорят многие голоса – божественная гармония». (Серов).
Список литературы:
Б. Милич. Фортепиано. 1 - й класс.
Пьесы, полифонические произведения. Хрестоматия для ф - п 1 - 4 класс. Изд. Москва, «Музыка», 1998г.
Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста.
И. Браудо. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.
Артоболевская. Первая встреча с музыкой.
Баренбойм. Путь к музицированию.
Калинина. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. 1974г.
Начальные этапы работы над полифонией в классе фортепиано
- Венера1
- 20 қаңтар 2015
- 2805
- 0
- 0
Ілмек сөздер: музыкальная школа, классе фортепиано
Ұқсас жаңалықтар:
«Ноты, Аккорды - Школа игры на фортепиано»
Батыс Қазақстан облысы, Шыңғырлау ауданы, Балалар саз мектебінің фортепиано класының мұғалімі Жармаганбетова Зауреш Ерболовна...Этика преподавателя
Шоманова Зияда Асетовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной части СШ №163 Жанакорган...Как изменяются прилагательные во множественном числе
Разработка открытого урока по русскому языку в 5 «Б» классе, подготовленного и проведённого учителем русского языка и литературы средней школы имени...Инклюзивное образования как условие воспитания нравственно-духовной, гражда ...
Согласно программе развития образования, в Казахстане внедрено инклюзивное обучение в общеобразовательных школах....Цели обучения математике
БҚО, Теректі ауданы, Приречный ЖОББМ, ІІ санатты математика-информатика пәндері мұғалімі Айшуаков Мерлан Адилович...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.