Тема урока: Восточно - Европейская равнина
Цели урока:
Образовательная: Сформировать знания о физико - географических особенностях Восточно - Европейской равнины;
Развивающая: Развивать умение выделять взаимосвязь между компонентами, ее слагающими;
Воспитательная: Патриотическое воспитание.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: Физическая карта Казахстана, Атлас.
I. Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
1. Полупустыни (переходная зона от Урала до Алтая на 2900 км шириной от 30 до 300 км; 14% территории – до 48° с. ш.; осадки 180 - 300 мм в год, больше всего в конце весны - начале лета, меньше всего летом и зимой; средняя температура июля +22+24°С, иногда +40°С; средняя температура января - 15 - 17°С, самая низкая – на востоке - 50°С; летом все реки пересыхают кроме Уила, Эмбы, Тургая, Сарысу, Аягуза; 3 тыс. озер; почвы светло - каштановые – 2 - 3% гумуса, солонцы; растения – типчак, ковыль, ромашка, полынь, кохия, эбелек, терескен, лебеда; в межгорных ложбинах Улытау и Чингизтау встречаются леса и кустарники – черемуха, боярышник, шиповник, смородина, малина; горный массив Кызылрай – оазис с сосновыми лесами; такыры; поймы рек – вейники, чий, камыш, тальник, жимолость; животные – суслики, тушканчики, зайцы - песчаники, хорьки, лисицы, орлы, жаворонки, джейраны, сайгаки, ящерицы, змеи; сельское хозяйство – овощеводство, бахчеводство, овцеводство, коневодство)
2. Пустынная зона (ширина 500 - 700 м от Каспия до Тарбагатая на 2800 км; площадь 117 млн. га – 44% территории; в основном песчаные и глинистые, щебнистые лишь на небольших участках; осадки 100 - 200 мм, морозы зимой до - 40°С, средняя температура июля +24+26 на севере и +28+30°С на юге; поверхность песка +70°С; реки берут начало за пределами пустынной зоны – Урал, Эмба, Сырдарья, Чу, Сарысу, вода теряется при испарении и поливе; артезианские бассейны – Кызылкумский, Чу - Сарысуский, Южно - Балхашский, Сырдариинский, Бетпакдалинский, Мангыстауский, Прикаспийский; северная часть – север Устюрта, Туранской низменности, Бетпаклада, Мойынкум, Прибалхашье; южная часть – юг Туранской низменности – Устюрт, Кызылкум; на севере – бурые почвы на суглинках – 2, 5% гумуса, на юге – серо - бурые почвы 1 - 2% гумуса, нот богаты минеральными веществами)
3. Песчаные пустыни (1/3 всей пустынной зоны – Кызылкум, Приаральские Каракумы, Мойынкум, Сарыесик - Атырау, Нарын (Прикаспий) – на месте бывших морей, озер и рек; рельеф – песчаные гряды, барханы; растения – полынь, Селин, кострец, типчак, житняк, мятлик, кумарчик, саксаул; в Каратау – цитварная полынь из которой делают лекарство сантонин, занесена в ККК)
4. Глинистые пустыни (среди песчаных или на окраинах – Устюрт, Бетпакдала, правобережье Сырдарьи; много солонцов, типичны боялыч, биюргун, полынь, саксаул, мятлик, эфемеры)
5. Каменистые, или щебнистые пустыни (небольшие площади на юге Сарыарки, востоке Бетпакдалы и на Устюрте; в речных долинах Сырдарьи, Чу, Или тугаи – густые заросли из разнообразных растений – камыша, тростника, чингила, ивы, лоха, облепихи, джигиды, тамариска, верблюжьей колючки; животные – агамы, гекконы, круглоголовки, вараны, удав, стрелка, щитомордник, черепахи, ежи, ядовитые пауки, курганники, соколы, кабаны, камышовые коты, кеклики, фазаны; заповедники – Устюртский и Барсакельмес)
III. Всесторонняя проверка знаний.
1. Кайнозойская эра делится на 3 основных периода (палеоген, неоген, четвертичный)
2. Протерозойскую эру сменила (палеозойская)
3. Самая большая по площади природная зона (пустыня)
4. Заморозки на юге Казахстана бывают в период (начале осени, поздней весной)
5. Какую часть Казахстана знали и описали древнегреческие учёные? (Прикаспийская низменность, река Сырдарья)
6. Самое большое озеро Казахстанского Алтая (Зайсан)
7. В растительном покрове полупустыни преобладают (житняк и полынь)
8. Самый влажный район Казахстана (Западный Алтай)
9. Полное описание Аральского моря и Приаралья дал (Л. С. Берг)
10. Известняк образовался из (скелетов погибших животных)
IV. Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какая взаимосвязь между компонентами природных комплексов? Какие последствия могут быть при изменении одного из компонентов?
V. Объяснение новой темы.
1. Природные комплексы (компоненты, географическая оболочка; экзогенные процессы; 9 ПТК; 4 – равнинных и 5 горных)
2. Географическое положение Восточно - Европейской равнины (Русская; границы – Мугоджары, Устюрт, Мангыстау; входят – Общий Сырт, Предуральское плато, Прикаспийская низменность)
3. Рельеф и геологическое строение (древняя платформа, осадочные отложения палеозоя, мезозоя и кайнозоя; Предуральское плато – в конце мела, Общий Сырт – в палеогене, Прикаспийская низменность – в эпоху оледенения; высшая точка – 300 м над уровнем моря; Общий Сырт – к Казахстану южная часть, реки Деркуль, Чаган, Елек, Ростошь – притоки Урала, сложен известняками, мелом, понижаются с севера на юг от 150 до 60 м; Предуральское плато – между Прикаспийской низменностью и Мугоджарами, северо - восточная часть 450 м, юго - западная – 100 м, реки Эмба, Кайнар, Сагыз, Уил, Елек, Орь, Большая Хобда; Прикаспийская низменность песчано - глинистые и глинистые отложения; соляные купола; реки – Урал и его притоки, озера Шалкар, Балыкты, Аралсор, Индер; пески Нарын, Тайсойган, Косдаулет, Мынтеке, Бозанай и др. – 60 тыс. км²)
4. Полезные ископаемые (нефть, газ – Карачаганак, Тенгиз, Жанажол; мел, поваренная соль, песок, глина)
5. Климат (в январе - 15°С на севере и - 8°С на юге, иногда до - 40°С; летом средняя температура июля +22+24°С; осадки – на севере 350, на юге 140 мм)
6. Реки и озера (Каспий – площадь 390 тыс. км², длина 1200 км; реки – Урал (1082 км), Эмба (635 км), Уил (800 км))
7. Природные зоны. Растительный и животный мир (степь, полупустыня и пустыня; сложная экологическая обстановка)
VI. Усвоение новой темы.
Заполнить таблицу «Характеристика ландшафтных зон»:
Ландшафтная зона
ГП
Рельеф
Геологическое строение
Полезные ископаемые
Климат
Реки и озера
Природные зоны
Растительность
Животный мир
Экологические проблемы
VII. Домашнее задание. § 40, таб. «Ландшафтные зоны»
VIII. Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Освоение нефтегазовых месторождений привело к осложнению экологической обстановки в регионе. Для решения этой проблемы необходимо совершенствовать чистые технологии по добыче нефти и газа. Нельзя забывать, что все компоненты ПК тесно взаимосвязаны.
Восточно-Европейская равнина
- 11051983
- 12 наурыз 2014
- 3080
- 0