Сайтқа кіру Тіркелу

Развитие орфографической грамотности через систему работы на уроках

Доклад
Развитие орфографической грамотности через систему работы на уроках.
Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из основных задач обучения русскому языку в школе. Значимость данной задачки обусловлена тем, что:
1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
2) письменная форма литературного языка различается от устной большей сложностью в собственной структуре.
Общепризнанным является то, что грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значимой мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сходу определяют уровень образованности человека». Поэтому и ученые и учителя ищут новейшие, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.

Из выше указанного вытекает цель: выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
С учётом вышеуказанного ставится задача : выявить более эффективные формы, приёмы, способы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.

Умения и навыки формируются на базе выполнения определенной системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе творческого их внедрения в изменяющихся ситуациях.
К.Д.Ушинский предупредил учителей, что из учения не следует делать лишь игру либо забаву, что это серьёзный труд, требующий напряжения сил.
Удачному обучению правописанию способствует: а) тщательный отбор дидактического материала; б) обилие упражнений, опирающихся на правила и разные виды памяти; в) постепенное усложнений орфографических знаний; г) усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении орфографических заданий.
Применение разнообразных приемов и упражнений – обязательное условие удачной работы по орфографии.

Ученики должны:
1) узреть орфограмму в слове;
2) найти ее вид: проверяемая либо нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
3) найти метод решения задачки в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) найти «шаги», ступени решения и их последовательность, т.e. Составить метод решения задачки;
5) решить задачку, т.е. полнить последовательные деяния по методу;
6) написать слово в согласовании с решением задачки и выполнить самопроверку
«Отсутствие орфографической зоркости либо ее слабая сформированность является одной из основных обстоятельств допускаемых ошибок. Причина - школьник не видит орфограмм в процессе письма

Существует ряд приёмов работ по орфографии. Рассмотрим их.
Списывание – это прием, состоящий в полном копировании учеником с книги либо с доски отдельных слов, предложений либо целых связных отрывков.
Списывание – это один из эффективных видов упражнений, содействующих выработке навыков орфографического безошибочного письма. Выполнение этого упражнения сводится к записыванию учениками обозреваемых ими текстов.
Полным именуется списывание всех слов упражнения с различными заданиями, а выборочным – когда ученики отбирают для записи части текста, соответствующие поставленному учителем условию.

Орфографический разбор
При орфографическом разборе обязаны соблюдаться следующие этапы решения орфографических задач:
1. нахождение орфограммы и определение ее типа.
2. Решение задач в общем виде (правило).
3. метод проверки.
4. Запись.
Письменно: Подготовки (3) – цифрой в скобках указывается количество орфограмм в слове.
Устно: разбор начинаю с приставки.
Приставка – под- с гласной –о- и согласной –д-
Доказываю: готовил, приготовил.
В корне безударная гласная –о-, запоминаю ее. Непроизносимых и сомнительных нет.
Суффикс –и-, потому что в неопределенной форме –подготовить- суффикс –и-.
Орфографический разбор проводится в процессе комментированного письма.

Этот вид письма строится на базе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но доказывают правописание правилами, подбором проверочных слов.
Упражнение 1.
Спишите лишь однокоренные слова, докажите их родственность.
Дорогой, дороже, дорожка. Хохот, смешить, смешать. Ползти, ползучий, нужный.
Упражнение 2.
Выпишите поначалу пары слов, проверяемые одним проверочным словом, а позже пары слов, проверяемые различными словами.
1. Пос…дела от горя.
Пос…дела на скамейке.
2. Девочка выгл…нула.
Солнце выглянуло.
3. Сл…зать по лестнице.
Сл…зать сметану.

Для осознания способов проверки использовались упражнения, связанные с орфографическими наблюдениями.
Упражнения 1.
Измените словосочетание по эталону, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните проверочные слова. Как вы подобрали проверочные слова?
например: м…ховая шапка – шапка из меха ст…льные рельсы - …, ш…рстяной платок - …, д…ревянная постройка - …, м…сные котлеты - …, з…лотое кольцо - … .
Упражнение 2.
В каждой паре родственных слов подчеркните проверочные слова для безударного гласного в корне слова. Назовите метод проверки.
Осенние краски – краски осени, звериный след – след зверя, городская улица – улица города, лесной обитатель – обитатель леса морской берег – берег моря.
Приём постановки орфографической цели
Для закрепления орфографического навыка использовались также слова, содержащие в себе сходу несколько орфограмм, над которыми велась работа сразу.
Упражнение 1.
Найдите в словах несовпадение звучания и написания. Устно докажите правильность написания.
Молодёжь, город, кадушка, головка, полоса, площадка, снежки.
Упражнение 2.
Подберите такое слово, чтоб оно было проверочным для звонких и глухих согласных, для безударных гласных.
Девчата, девчонки – девочки, просто - …, поезд - …, молот - …, голубка - … .
Упражнение 3.
Проверьте написание звонких и глухих согласных. Подчеркните в проверочных словах безударные гласные.
Просьба – просить, след – смотреть, пост - , глаз - …, лошадка - … .
Письмо по памяти.
Еще один метод обучения орфографии – это запоминание графического состава слова, его «образа». К данному способу обучения относятся такие методические приемы, как разнообразные приемы списывания, зрительные диктанты.
«Орфографическая зарядка».
Занимает 5-6 минут урока.

а) подготовительно-ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.
Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты.
Какую букву надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли эту букву проверить?
б) тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами.
Груш..(мн.ч.), ч..гунок, лос.., Ж(ж)учка, задач.., К(к)оля Щ(щ)..кин, сн..пы, б..лет.
Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
в) закрепительный этап: на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.

Найдите «опасные места». Объясните их правописание.
г) контрольно-диагностический этап:
1. Запись слов под диктовку:
Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу, слоны, смешить, грибной.
2. Исправление ошибок в словах:
Ночька, бирёза, белеет, лёт, ужынать, трова, кричят, гарох.
Упражнения творческого характера при обучении орфографии.
Самые легкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Совсем обожают дети писать творческие диктанты. Дети частенько спрашивают, как написать то либо другое слово. Это показатель вдумчивого, сознательного дела к работе. Обязательна проверка работы. Можно предложить детям воспользоваться таковой памяткой при проведении творческих работ:

1. Составь рассказ.
2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где необходимо, подбери проверочные слова.
4. Проверь по слогам каждое слово.
5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
Развитию речи способствует решение орфографических задач. Решение орфографических задач – это один из эффективных путей обучения орфографии, который вводится в орфографию и приносит настоящие результаты Как и всякая задачка, орфографическая задачка содержит данные условия, решения и вопросы
Трудность орфографической задачки состоит в том, что школьник в сущности обязан сам перед собой поставить эту задачку. Школьник обязан:
1. отыскать орфограмму в слове.
2. найти её тип; проверяемая либо нет, если проверяемая, то найти, к какой орфографической теме относится.
3. найти метод решения задачки в зависимости от типа орфограммы.
4. найти «шаги», ступени решения задачки и их последовательность.
5. Решить задачку.
6. Написать слово в согласовании с решением собственной орфографической задачки.
Примеры орфографических задач: вставить в нижеприведенных словах пропущенные буквы и доказать правильность написания, составить из данных слов вероятные словосочетания, а потом и предложения.
Раз…вается (флаг, индустрия); сп…шите (в школу, здание).

Дети пишут:
Развевается (веет) влаг. На здании развевается флаг.
Развивается (развитие) индустрия. В нашей стране индустрия с каждым годом развивается.
Учащиеся начальных классов обязаны уяснить огромное количество слов с непроверяемыми гласными.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, отлично организованная, педагогически целесообразно построенная работа, сплетенная со всеми разделами русского языка, ведется она с I класса» А.В. Текучев.
Работаем над одной группой слов недельку. В первый день, знакомя с новыми словами, используем картинный словарь. На второй день – списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. На третьем уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой либо взаимопроверкой. И на четвёртый день – усвоение этих слова проверяется. Дети пишут либо картинный диктант, либо слова под диктовку, либо употребляют перфокарты, на которых слова с пропущенной буквой.
к примеру:
|т?Варищ |
|р?Бята |
|дев?Чка |
|уч?Ник |
|д?Журный |
|учит?Льница |
|учит?Ль |

Такие карточки-перфокарты помогают, выявить учеников, которые не запомнили либо забыли какое-или слово.
Вот некоторые приемы, которые употребляются при повторении:
1. Письмо слов по образцу (без помощи других либо с комментированием).
2. прочесть слова с таблицы, деля на слоги (читать так, как пишем).
3. прочесть слова с таблицы так, как пишем, и назвать слово, которое нельзя перенести.
4. прочесть слова с таблицы так, как пишем в которых один, два, три и т.Д. Слогов.
5. Услышать в предложении словарное слово и повторить его так, как пишем (индивидуально и хором).
6. Устный картинный диктант: прочить слово так, как пишем, поднимая карточку с гласной буквой.
7. Зрительный диктант: дети читают хором слово, потом оно убирается, остается картинка. Дети записывают слово без помощи других либо с комментированием.

8. обожают дети, когда слова с непроверяемой гласной приносит их любимый сказочный герой либо игрушка.
9. обожают дети и такую игру. Незнайка допустил ошибки в словах.
Сколько их? Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто назвал правильное количество ошибок, получает звание – «Мудрый кролик». Потом коллективно исправляют ошибки.
10. Догадайся, какие это слова? Б . р . за, к . п . ст .
11. Из слов убежали гласные, по оставшимся согласным буквам узнай и запиши слово: крндш, пнл.
12. Ответь одним словом. Шестой день недельки (суббота). Перемещение воздушных масс (ветер).
После того как исследованы все группы слов, возможны такие задания:
1. Выписать слова с сочетанием –оро-.
2. Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек либо мальчиков.
3. Выписать слова с парной согласной на конце слова.
4. Выписать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге.
5. Составить и записать рассказ по опорным словам: ветер, мороз, коньки, суббота, весело, ребята.
6. Составить цепочку слов, где любая последняя буква в слове является первой следующего слова.
7. Диктант-игра «Кто больше запомнил?». Чтение по 2-3 слова цепочкой. Во время паузы дети записывают, что запомнили.
Работа по таковой системе над словами написаниями увеличивает орфографическую зоркость.

Наблюдения за работой в начальной школе показывают, что детям интересны предложенные задания, с которыми они удачно управляются.
В нашем обществе при широком письменном общении меж людьми знание правил орфографии и умение их использовать приобретает большущее значение. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку. Усиливать поиск новейших, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.

Литература
1.Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа.
–1988 №4
2. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии// Начальная школа. –1976 №4
3. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. –1991 №1
4. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию// Начальная школа.-1991. №11
5. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах//Начальная школа.–1984. №12
6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –М.: Просвещение, 1990
7. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. –М., 1960.
8. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости//Начальная школа. –1996. №1
9. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости//Начальная школа. –1997. №1

Солтүстік Қазақстан облысы
Қызылжар ауданы
Шаховское орта мектебі
бастауыш сынып мұғалімі
Бейсембаева Рәзия Нұрахметқызы
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Суффиксальный способ образования слов

Суффиксальный способ образования слов

Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь:...
Разработка урока

Разработка урока "Согласные в корне слова" в 6 классе

Ескельдинский район, Алматинской области, "СШГ имени Ш.Уалиханова с ДМЦ" учитель русского языка и литературы высшей категории Чильдибаева Г.Т....
Местоимение

Местоимение

Южно-Казахстанская область, город Шымкент Школа-гимназия №25 имени Т.Рыскулова Алтымбекова Шахризада Садыковна...
Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос: кто и что?

Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос: кто и что?

Мангистауская область, Тупкараганский район, село Сайын Шапагатов Общеобразовательная школа-лицей №1 Учитель русского языка и литературы Кумекова...
Списывание в системе освоения орфографии

Списывание в системе освоения орфографии

Авторская работа: Казанбай Галия Тлектескызы Списывание в системе обучения орфографии Качественное образование подрастающего поколения является...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×