«Использование дидактических игр для активизаций познавательной деятельности на уроках математики»
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из недостатков знаний учащихся остается отрыв заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
В настоящее время существующие технологии обучения должны быть направлены на формирование личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т. е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности учащихся
Исходя из этого можно утверждать, что одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания в жизни.
Долгое время одной из важнейших проблем дидактики являлся вопрос о том, каким образом активизировать учащихся на уроке, какие методы обучения необходимо применять чтобы повысить активность учащихся на уроках? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно - ориентационная и художественно - эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно¬практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.). Но только В процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно - познавательной деятельности или учении.
Обучение всегда происходит в общении Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т. к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т. п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся на уроке, в частности на уроках математики, повышение качества учебно - воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, информационно - коммуникационные технологии и другие.
В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И это определяется тем, что игра очень близка к природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
В процессе игры ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Очень много игр, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Приключения бауырсака», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни корзинку», «Каникулы в Простоквашино», «Снежный ком» и т. д.
. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления. Для развития активности и внимания учащихся провожу устный счёт элементами игры. Например с удовольствием использую на уроках математики такие игры:
Игра "Чего больше?"
В этой игре ведущий: я или ученик, задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.).
Чего больше:
Растений или кустов?
Зайцев или собак?
Домов или деревянных домов?
Деревянных предметов или деревянных стульев?
Лесных растений или лесных ягод?
Книг или учебников?
Огурцов или овощей?
Детей или мальчиков?
Игрушек или мячей? И т. д.
«Мальчики – Девочки»
Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Описание: По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами.
Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.
Считаю, что использование дидактических игр на уроках в начальной
школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны творить, появляется желание всегда узнавать новое. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше. По результатам мониторинга ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций учащихся
Список литературы
Калмыкова З. И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении Современная педагогика. 2000. № 7. С. 18.
Т. И. Ерофеева, Л. М. «Математика для школьников»
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для школьников»
Использование дидактических игр для активизации познавательной деятельности на уроках математики
- olgaalek
- 10 наурыз 2014
- 2504
- 0
- 0
Ілмек сөздер: управление, дидактика, математика
Ұқсас жаңалықтар:
Моя семья
Цели урока: Продолжить знакомить учащихся с глаголами. Создать условия для осознания и осмысления изученного материала через модули новой программы....Формы компетентносного подхода в обучении
Павлодарская область, Иртышский район, с Амангельды, Учитель русского языка и литературы Шарманова Гульсайран Калимулловна...Развитие интерактивных видов обучения – основа инновации учебно-воспитатель ...
область: Жамбылская район:Сарысуский город:Жанатас школа-гимназия имени Шокана Уалиханова Исанбекова Гавкар Киркимбековна...Списывание в системе освоения орфографии
Авторская работа: Казанбай Галия Тлектескызы Списывание в системе обучения орфографии Качественное образование подрастающего поколения является...Прямоугольная система координат
ВКО. г. Семей. учитель математики и информатики, ГУ «СОШ №33 им. К.Рыскулбекова» Мусина Адемы Заманбековна Урок математики по теме "Прямоугольная...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.