Сайтқа кіру Тіркелу


Психологическое сопровождение застенчивых детей в детском саду

Проявление застенчивости бывает наследственным, но может быть и результатом воздействия родителей. Часто родители подавляют активность своего ребенка, и это оказывает влияние на развитие личности дошкольника. В будущем, вырвавшись из - под опеки родителей, такие дети могут проявить неконтролируемую активность, не всегда в положительной деятельности.
Застенчивые дети скромны, предпочитают спокойные, тихие игры. Во взаимодействии со сверстниками проявляют мало инициативы. У них немного друзей, они не являются лидерами в коллективе.
Если такой ребенок в компании своих сверстников, то он не бросается в общую игру, как большинство из них, а долго сидит в стороне, наблюдая за ними. Все эти проявления, конечно, расстраивают родителей. Понятно, что в нашем мире умение общаться и вступать в контакты нужно не только для личных отношений, на нем во многом построен и карьерный успех. Так что значит, нужно срочно браться корректировать эту черту дошкольника? Давайте разберемся с точки зрения психолога, что же может стоять за таким поведением.
В первую очередь надо сказать, что многое зависит от возраста ребенка. Есть ряд возрастных периодов, когда у малыша закономерно появляется страх перед незнакомыми людьми, сильная привязанность к матери. Такое поведение нельзя считать застенчивостью.
До трехлетнего возраста каждый малыш проходит через несколько таких пиков. Первый обычно приходится на возраст 6 - 9 месяцев: малыш, ранее с улыбкой встречавший новых людей, вдруг начинает при появлении чужих надрывно плакать, цепляться за маму и т. д. Бесполезно пытаться вразумить ребенка, необходимо дать ему необходимую ему защиту и безопасность, не оставлять наедине с чужими, и страх постепенно сойдет на нет. Второй такой пик приходится на возраст примерно двух лет и обычно также незаметно проходит через какое - то время.
Подобные проявления в более старшем возрасте уже нехарактерны для большинства детей, а значит, являются знаком тех или иных особенностей или трудностей дошкольника.
Под схожим поведением, называемым застенчивостью, на самом деле, может стоять целый ряд различных причин. Психологу детского сада важно разобраться, какая из них характерна именно для конкретного дошкольника.
Например, ребенок до трех лет рос в довольно закрытой семье и, по существу, общался только с мамой и папой, а потом пошел в детский сад, где встретился с множеством детей и взрослых. С каждым из этих новых людей ему нужно как - то выстраивать отношения, а он этого попросту не умеет делать. Он не умеет знакомиться, не умеет что - то просить или выражать адекватно свое мнение. Ведь одно дело общаться с мамой, а совсем другое - с новыми людьми. В новом круге общения возникает множество ситуаций, с которыми ребенок раньше мог никогда не сталкиваться - необходимость делить с кем - то игрушку, реагировать на агрессию, необходимость попросить чужого человека о помощи или привлечь к себе внимание и т. д.
Иногда дети реагируют на эту стрессовую ситуацию агрессией, иногда - застенчивостью. В данном случае психолог вместе с родителями ребенка учит его общаться, вступать в контакт, разрешать конфликтные и другие сложные ситуации.
Если ребенок тревожный, то это проявляется и в общении с людьми, особенно новыми. Тревожный дошкольник часто беспокоится, боится темноты, животных, ранимый, чувствительный, плохо спит. Можно понять, что застенчивость ребенка связана именно с его тревожностью, если он говорит «Мама, а что будет, если они не захотят со мной играть?», «А что будет, если воспитательница забудет меня взять на прогулку?», «А если они меня обидят?» и т. п. В таком случае для ребенка общение с другими людьми - это еще одна сфера, насыщенная всевозможными страхами. Понятно, что в этой ситуации нужно разбираться с причиной - детской тревожностью, поскольку застенчивость - лишь ее следствие. Детский психолог в этой ситуации должен вначале решить проблему тревожности, и только потом обратить внимание на застенчивость дошкольника.
Неуверенность в себе и, как следствие - заниженная самооценка часто встречается не только в младшем школьном возрасте, но и у старших дошкольников. В норме у ребенка в старшем дошкольном возрасте завышенная самооценка, то есть он должен считать себя «самым хорошим, умным, добрым, красивым» и т. д. И это нормально для ребенка 3 - 7 лет. Но в некоторых неблагоприятных ситуациях дошкольного детства ребенок имеет заниженную самооценку. Он считает себя плохим, непривлекательным, недостойным внимания и т. д. Безусловно, это, в первую очередь, идет от родительского отношения и ситуации в семье. В таком случае ребенок начинает избегать общения, потому что ему кажется, что его не примут, будут смеяться над ним, потому что считает себя никому неинтересным и т. д.
В данной ситуации нужно, прежде всего, проанализировать ситуацию в семье - достаточно ли хвалят ребенка, адекватны ли наказания, не говорят ли родители в порыве злости ребенку о том, что он «плохой», «никчемный» и т. п. Все это очень ярко отражается на самооценке, на коммуникациях малыша с другими детьми и с взрослыми.
Застенчивость - не всегда симптом проблемы. Иногда за застенчивость принимают определенный склад характера ребенка. Есть люди, обращенные вовне, их называют экстравертами, и люди, обращенные в свой внутренний мир, их называют интровертами. Это свойство формируется уже в раннем детстве. Кому - то проще работать или решать проблемы в коллективе, в сотрудничестве с другими, кому - то - в одиночку. Кому - то постоянно нужны люди вокруг, а кому - то достаточно самого себя. Все это мы допускаем про взрослых людей, но иногда забываем, когда речь идет о ребенке.
Таким образом, застенчивость малыша может быть не связанной с какими - то проблемами, по которым он не может общаться. Может быть вариант, когда он просто не хочет активно общаться, когда ему достаточно малого количества контактов и отношений с людьми. Это легко различить с помощью наблюдения за ребенком, беседы с воспитателями и самим малышом. Ведь часто ребенок сидит и рассматривает книжку в уголке не потому, что боится вступить в игру и не знает, как это сделать. Просто ему хочется посидеть одному. И дошкольник вполне имеет право на то, чтобы быть таким. Зачастую у такого ребенка развиваются комплексы не на основе неумения общаться, а именно на основе того, что взрослые фиксируют внимание на том, что он не такой, как все. «Чего ты сидишь один, нужно играть со всеми» - говорят они ему.
Но если ребенок предпочитает быть один всегда и вообще не вступает в контакты в любых компаниях детей или взрослых и даже с родителями общается по минимуму, это уже может быть симптомами детского аутизма. Желательно показать ребенка неврологу для уточнения этого момента.
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мұқағали Мақатаев, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, математика, математикадан сабақ жоспары, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×