Сайтқа кіру Тіркелу

Инклюзивное образования как условие воспитания нравственно-духовной, гражданско-патриотической личности

Инклюзивное образования как условие воспитания нравственно - духовной, гражданско - патриотической личности
Молодой гражданин Казахстана должен быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не забывающим о своих корнях, традициях.
[Н. А. Назарбаев]

Согласно программе развития образования, в Казахстане внедрено инклюзивное обучение в общеобразовательных школах. Перспективой развития системы социальной и медико - педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями в развитии на ближайшие годы является реализация идей и принципов интегрированного (инклюзивного) образования. Средствами выступают не изоляция детей и создание устойчивого представления о собственной неполноценности, а построение социальной траектории в жизни, которая может быть решена только через включение детей с ограниченными возможностями в среду детей обычного развития, совместного обучения, организации их совместного досуга, оказание им взаимоподдержки.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Инклюзивное образование (inclusif - включающий в себя, include - заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что он замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь.

Целью системы инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями и требует от всех, причастных к нему, мудрости и мужества – в постановке и решении непростых задач. Это путь от культуры полезности, к культуре достоинства человеческой личности, независимо от ее здоровья, пола, национальности и социального статуса.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей учащимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют знания английского языка.
В процессе овладения детьми основ английского языка осуществляется воспитание, развитие и образование личности, повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

В течение этого учебного года я занимаюсь с детьми с ограниченными возможностями. Мои уроки построены на использовании элементов критического мышления с учетом доступности усвоения тем. Использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно - познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности. Например, на уроках развития речи по теме: “What’s your address? ” учащиеся заполнили Венн диаграмму

Flat 8, Kazakhstan Flat 10,
Alashahan Zhezkazgan Abai
street street

Все дети очень разные, они обладают разными способностями, учатся и успевают по - разному и инклюзивное образование предполагает учет разных способностей и адаптацию учебного процесса под каждого ребенка. Также стараюсь разнообразить материал, способствующий развитию памяти и навыков устной речи, т. е. использую с максимальной пользой имеющийся у меня дополнительный материал в виде считалок, песен, рифмовок, стихотворений. Так, например, при изучении фонетического материала я использую очень интересные рифмовки о животных и насекомых, предназначенные для лучшего усвоения гласных звуков:
What is grey? Can you say?
Yes, I can. My cat is grey.
Например, с помощью мячика я провожу речевую зарядку в виде вопросно - ответной работы. Is this a ball? Yes, it is.
What color is it? It’s red.
How old are you? I’m ten.
Я также разучиваю с детьми много английских песенок. Использую их в основном в конце урока, чтобы снять у детей усталость или во время физкультминутки. Песенки несложные, их легко можно запомнить:
- What is your name?
Now, tell me please,
What is your name?
My name is Jenny
That‘s my name.
В своей практике одним из эффективных приемов в обучении общению считаю ролевые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной обработке языкового программного материала, имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают учащиеся в реальной жизни. Я предлагаю ученикам выступить в роли учителя. В класс пришел Незнайка, и он будет изучать английский язык. Теперь ребята не только повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, и ребята хором называют их. А чтобы проверить, как учащиеся запомнили эти знаки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши. Работа по формированию лексических навыков осуществляется с помощью ситуативно - обусловленных упражнений и вызывает интерес у ребят. Так, при работе над лексикой по теме «Одежда» в классе появляется «магазин». На прилавке «магазина» разложены различные предметы одежды, которую можно купить. Учащиеся заходят в «магазин» и покупают то, что им нужно:
P1: Good morning!
P2: Good morning!
P1: Have you a red dress?
P2: Yes, I have. Here it is.
P1: Thank you very much.
P2: Not at all.
P1: Have you a white cap?
P2: Sorry, but I haven't.
P1: Good - bye.
P2: Good - bye.
При проведении ролевых игр использую средства наглядности, вывешивается сюжетная картинка, на которой изображена определенная ситуация. Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней. При составлении диалога предлагаю для развития навыка употребления в речи структуры в Present Continuous Tense. Вот такой диалог составили ребята по картинке «Утро» (действующие лица – мама, сын ):
Mother: Ashat, get up darling. It's already 8 o'clock
Ashat: All right, mother. I'm getting up.
M: Make your bed, then wash your face and hands and have breakfast.
A: First, I must do my morning exercises, Mum.
M: All right, dear.
При введении нового языкового материала целесообразно использовать стихи - зарядки или песенки. Ниже приводится пример такой зарядки.
Teacher (T): Stand up! (Звучит аудиозапись: песня с музыкальным сопровождением.)
1) Hands up, hands down.
Hands on hips, sit down.
Hands up. Hands on hips.
Bend left, bend right.
One, two, three, hop,
One, two, three, stop!
Stand still!
Clap, clap, clap your hands.
Clap your hands together, (2 times)
Stamp, stamp, stamp your feet
Stamp your feet together.
Далее выполняются движения с использованием команд: Nod your head! Dance a dance!
Ученикам очень нравится игра - пантомима: При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером). Ученик (ученики) у доски выполняет (ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.
При изучении темы "Pets" изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
По пройденным темам ученики среднего звена составляют пятистишье:
Улжан по теме “My family” составила следующее:
1. Family
2. Big, happy
3. Go, sit, run
4. My family live in Kazakhstan
5. My house
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Такие потребности необходимо развивать и в духовной сфере. Изучение языка другого народа подразумевает погружение в культуру этого народа. Именно через культурные ценности мы должны развивать высокие нравственно – духовные качества учеников с целью их дальнейшей адаптации в социуме.

Литература
1. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу /2010г./
2. Выгодский Л. С. Полное собрание сочинений т. 5, «Дефектология».
3. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития»,
4. Журнал «Коррекционная педагогика», 2008 - 2009 гг.
5. Журнал «Дефектология», 2008 - 2009 гг.
6. Колкова М. К. Обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2003.
7. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения. - М.: Просвещение, 1991

Қарағанды облысы,Жезқазған қаласы,
№21 жалпы білім беретін орта мектебі КММ
ағылшын тілі пәні мұғалімі
Халмурзаева Гызылгул Әбішқызы
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×