Задача школы состоит в том, чтобы пробудить
умственные способности к самостоятельности
и развивать желание самостоятельно,
без учителя, приобретать новые знания.
(К. Ушинский)
В Республике Казахстан, представляющей собой многонациональное государство, актуальной остается проблема формирования поликультурной личности, владеющей двумя или несколькими языками. Среди языков, функционирующих в нашей стране, особое место занимает русский язык, который является важнейшим средством получения информации в современном обществе. И современная школа призвана осуществлять продуктивное развитие ребенка, обеспечивать возможность формирования личности соответствующим темпом с учетом способностей и потребностей. Речевая компетенция проверяется умениями аудирования, чтения, говорения и письма. Достигаемый уровень по аудированию – комплексное восприятие формы и содержания высказывания; по чтению – беглость и сознательность чтения, с быстрым извлечением информации из текста; по говорению – умение оформить мысль в цельное высказывании; по письму – орфографическая и пунктуационная грамотность и умелое выражение мысли.
Для развития вышеперечисленных качеств на уроках русского языка и литературы, кроме известных приемов, я с успехом применяю приемы критического мышления. Внедрение в структуру урока приемы критического мышления показало, что большинство учащихся испытывают интерес к предмету гораздо больший, чем при традиционном преподавании, успешно овладевают программным материалом, чувствуют себя более комфортно, перед ними вырисовывается целая картина по изучаемой теме, и учащиеся самостоятельно добывают знания. Также данные приемы предлагают путь, который помогает совместно решить проблемы, усиливает механизмы учебной деятельности.
Чтобы повысить эффективность применения приемов критического мышления при разработке уроков необходимо придерживаться определенного алгоритма: последовательности трех фаз - вызов, осмысление и рефлексия.
Первая стадия (фаза) урока – стадия вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе становится серьезным активизирующим фактором для дальнейшей работы. Обучение новому зависит от того, что ученик уже знает и понимает и будет иметь смысл, если оно принимает во внимание имеющиеся исходные знания и умения и нацелено на их расширение.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На второй стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия рефлексии дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации.
На стадии вызова я использую следующие приемы критического мышления:
Амиргалиева Арайлым Ерболатовна
Атырауская область,
Курмангазинский район,
Общая средняя школа имени Ы. Алтынсарина
Учитель русского языка и литературы
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.