«Организация работы по самообразованию как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДО». Консультация.
Модернизация современного образования, внедрение новых образовательных стандартов, нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.
Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому - либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе воспитанников, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту:
• телевидение
• газеты, журналы
• литература (методическая, научно - популярная, публицистическая, художественная и др.)
• интернет
• видео, аудио информация на различных носителях
• платные курсы
• семинары и конференции
•мастер - классы
• мероприятия по обмену опытом
• экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• курсы повышения квалификации
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование педагога дошкольной организации многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе образования педагогов дошкольной организации являются:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно - методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных организаций;
Повышение общекультурного уровня.
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п). Как правильно сформулировать тему:
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДО, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
• Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДО;
• Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДО и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДО.
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя. Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя. После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них.
По окончании каждого этапа проводиться рефлексия (самоанализ).
Предполагаемый результат и формы его представления. Форма завершения самообразования может быть представлена:
1. Консультация для педагогов по теме самообразования;
2. Выступление на заседании совета педагогов;
3. Проведение открытого просмотра;
4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;
5. Составление картотеки по проблеме;
6. Изготовление игр и пособий;
7. Советы и рекомендации по проведению воспитательно - образовательной работы;
8. Составление перспективного плана работы с детьми;
9. Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
10. Творческий отчет
11. Оформление передового педагогического опыта.
12. Публикация
13. Дидактический материал с обоснованием и описанием.
Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.
Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога дошкольной организации.
Организация работы по самообразованию как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДО
- ramuk_b
- 1 қаңтар 2018
- 2190
- 0
- 0
Ілмек сөздер: самообразование, повышения педагогического мастерства педагогов
Ұқсас жаңалықтар:
Модель оценки качества дошкольного образования
Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых...Лэпбук, как новейший способ систематизации знаний детей дошкольного возраст ...
В настоящее время каждый педагог - дошкольник ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности....Семинар как активная форма обучения
Южно-Казахстанская область, город Шымкент школа-гимназия №25 имени Т.Рыскулова учительница русского языка и литературы: Досмуратова Гульнара Алиевна...Формы компетентносного подхода в обучении
Павлодарская область, Иртышский район, с Амангельды, Учитель русского языка и литературы Шарманова Гульсайран Калимулловна...Учить! Творить! Побеждать!
Казанбай Галия Тлектесовна - учитель высшей категории СШ №24 Казалинского района...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.