МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нургалиева Гульсум Бейсеневна, директор
КГКП «Ясли - сад» Нұрай» п. Осакаровка
Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.
Стратегической целью совершенствования системы оценки качества дошкольного образования является оптимизация управления качеством дошкольного образования. Из этого следует, что повышение качества дошкольного образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно (в соответствии с современными представлениями о ценностях развития ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки этого качества. При этом оценка качества дошкольного образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования..[2]
Качество образования в нашем ясли - саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДО на основе ГОСО, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:
- качество образовательного процесса;
- качество условий осуществления образовательной деятельности;
- качество результатов.
Одним из компонентов качества образования в нашем ясли - саду является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс осуществляется в условиях развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно - образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.
Для совершенствования качества условий осуществления образовательной деятельности нами было определено следующее направление:
- кадровое обеспечение (предполагает развитие системы кадрового обеспечения и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию системы повышения квалификации и самообразование).
И, конечно, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения уровня управленческой культуры руководителей ДО: создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДО, овладение технологией управления качеством работы.
Определяя основные цели развития своей дошкольной организации, руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т. е. по конкретным результатам.
Можно выделить два подхода к управлению качеством:
один - через управление педагогическим процессом и его составляющими;
другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления.
Следовательно, управление качеством образования в ДО требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно - образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ДО. [3] Возникает необходимость разработки модели оценки качества дошкольного образования.
Однако для реализации модели оценки качества дошкольного образования в ДО различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.
Модель оценки качества дошкольного образования включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно - образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные цели ДО в партнерском взаимодействии всех субъектов.
Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологических подходов к оценке качества ДО.
1. Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики РК в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально - педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.
2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДО определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.
3. Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).
Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДО как независимых субъектов оценки.
Модель оценки качества дошкольного образования в ДО – это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.
Функции оценки качества дошкольного образования:
1. Инструктивно - методическая функция заключается в создании регламентов оценки организаций разных форм, реализующих программы дошкольного образования.
2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных организациях.
3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДО, построения на этой основе рейтинга организаций, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».
4. Информационная функция может решать три задачи.
Во - первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ДО.
Во - вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.
В - третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий ДО и школы.
Объекты, субъекты и предмет оценки:
При оценке качества образования необходимо четко определять, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет). В данной связи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.
Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:
1. Образовательная деятельность.
Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.
2. Развивающая среда.
Оценивается степень обогащения предметно - пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель – дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.
3. Психологический комфорт ребенка.
Только хорошее, т. е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогической работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательной организации с целью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.
4. Здоровьесберегающая деятельность.
Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в организации определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДО таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
5. Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах ДО.
Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки ДО, которые определяют качество дошкольного образования:
- обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;
- готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;
- ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования;
- удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах ДО.
Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДО требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольной организации.
Основными методами оценки являются следующие:
- изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;
- анализ программного, учебно - методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;
- наблюдение;
- исследование предметно - развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;
- анализ планирования, результатов диагностики.
Оценка качества дошкольного образования в ДО включает несколько этапов:
- выделение показателей качества;
- определение критериев оценки ( стандарта), на основе чего будет оцениваться данный показатель;
- формирование шкалы уровней достижения критерия качества;
- разработка инструментария;
- организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;
- представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;
- организация широкого общественного и профессионального обсуждения;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятия управленческих решений.
Обобщенная оценка делается по нескольким оцениваемым направлениям:
- уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности;
- уровню организации предметно - развивающей среды ДО с учетом заявленной направленности образовательной программы;
- характеру взаимодействия педагогов с детьми.
Перспективное соотнесение достигнутых в ДО результатов с моделируемым портретом ребенка 5 – 6 лет, на выходе из дошкольного образования.
Адресность результатов оценки:
- педагогические коллективы, реализующие образовательную программу дошкольного образования и ответственных за ее успешную (эффективную) реализацию;
- родители ребенка, осваивающего образовательную программу дошкольного образования;
- руководители организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом.
Список литературы:
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09. 04. 2016 г.)
2. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2013.
3. Коротков Э. М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. - 2 - е изд. - М.: Академический Проект, 2007.
Модель оценки качества дошкольного образования
- ramuk_b
- 1 қаңтар 2018
- 4814
- 0
- 0
Ілмек сөздер: качества дошкольного образования, кадровое обеспечение
Ұқсас жаңалықтар:
Инструктивно-методическое письмо 2019-2020 годы
Сборник включает материалы по организации образовательного процесса в предшкольных и 1-11 классах организаций образования Республики Казахстан в...Организация работы по самообразованию как условие повышения профессионально ...
Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной...Отчет о прохождении курсов
Отчёт о прохождении курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Русский язык» в школах с казахским языком обучения в рамках...Дополнительное образование в современной школе
В настоящее время вопрос о необходимости возрождения в современной школе когда - то объемного участка деятельности учителей, знакомого многим под...Развитие логического мышления дошкольников посредством занимательной матема ...
Воспитатель мини - центра при ОСШ №8 г. Караганды Есмаганбетова Заида Сеиткызы...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.