Сайтқа кіру Тіркелу

Великие и простые!

Г. К. Матниязова
преподаватель русского языка и литературы
профессионального лицея №2
г. Аральска, Кызылординской области
«Поле чудес»

Тема мероприятия: «Великие и простые!»
Цель мероприятия: Вызвать интерес к жизни и творчеству писателей ХІХ века,
рассказывая о фактах, которые не были затронуты на уроке.
Оборудование: Портреты и фотографии детских и юношеских лет А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Марии Алексеевны Ганнибал, Вольтер и Парни, Батюшкова, Жуковского, Екатериной Сушковой, виды села Захарово, Царскосельского лицея, Кавказа, Середникова, Полтавы, Гимназии высших наук в Нежине, таганрогской гимназии, Ясной Поляны, роман Пушкина «Евгений Онегин». Проектор. Барабан игры «Поле чудес». Цитаты. Выставка книг.

Форма работы: Игра «Поле чудес».

Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя.
- Сегодняшний урок посвящен детским и юношеским годам писателей ХІХ века.
И проведем мы его в форме игры капитал-шоу «Поле чудес».

Заранее учащиеся получают задание – повторить /в рамках программы или вне программы/ биографию писателей ХІХ века и выучить наизусть одно стихотворение этих писателей.

К барабану приглашается первая тройка игроков. На экране фотография Пушкина-ребенка.

- Послушайте интересные факты детских годах Пушкина.
Летние месяцы 1805-1810 годов будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захарове. Бабушка писала о своём внуке: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины».

- Задание первой тройке. «Шесть лет Пушкин провел в Царскосельском лицее. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценен его поэтический дар. В лицейский период Пушкиным было издано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII-XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, мастер легкой поэзии, и Жуковский, глава отечественного романтизма». (По ходу сообщения через проектор показываются фотографии, сопровождающие его.)

Вопрос:
- С 1816 года, вслед за Жуковским, он обращается к этому жанру, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделенной любви, ухода молодости, угасания души. Назовите этот жанр.

(элегия)

Игрок, угадавший слово переходит во второй тур, а остальные два игрока читают наизусть стихотворение. Читается цитата о Пушкине.
Приглашается вторая тройка игроков.

–Вот интересные факты из жизни М. Ю. Лермонтова (на экране появляется детская фотография Лермонтова). Мальчиком лет десяти бабушка повезла его на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет девяти – и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение: к Гению
Лето 1830 года Лермонтов провел в Середникове, подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова – Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой, Екатериной Сушковой.
Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздернутым носом и удивительной улыбкой, менее всего мог показаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему «предлагали» волчок или верёвочку, угощали булочками с начинкой из опилок. Сушкова приписала даже себе стихотворение, посвященное другой девице.

Вопрос:
-Варенька была соседкой по московской квартире на Малой молчановке. К ней он питал до конца жизни едва ли не самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нем женщиной. Угадайте её фамилию.

(Лопухина)

Угадавший слово учащийся переходит в финал, а остальные читают наизусть стихотворение и становятся зрителями. Читается цитата о Лермонтове.
К барабану приглашается третья тройка.
Задание третьей тройке.

- В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей для приготовления к гимназии, затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником. В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама Гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы ХVIII века и её одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что, впрочем, лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю. Но Гоголь обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в этом и русской словесности.
Вопрос:

- В чём Гоголь делал успехи, кроме русской словесности?

(рисование)

Определяется третий финалист, проигравшие читают стихотворения. . Читается цитата о Гоголе.
Финальная игра.
К барабану приглашаются финалисты. Задание к финальной игре:

- Антон Чехов был третьим ребенком в семье. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья бегали рыбачить или ловить щеглов или чижей.
В восемь лет Чехов поступил в таганрогскую гимназию. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил первый свой псевдоним «Чехонте».

Вопрос:
- Как фамилия учителя закона Божьего, который наградил Чехова этим псевдонимом?

(Покровский)

Победителю финальной игры предлагается супер игра. Участники супер игры читают любимые стихотворения. Также читается цитата о Чехове.
Супер игра. Задание таково:

- Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне. В своем дневнике Толстой ставит себе огромное количество Целей и правил; удавалось следовать лишь небольшому числу их.
Вопрос:

-Назовите удавшиеся занятия писателя. Разрешается назвать шесть букв. Если такие буквы есть, их откроют во всех трёх словах. Оценку «пять» вы уже заработали, угадав слова супер игры, вы получите в подарок роман Пушкина «Евгений Онегин».

1.(юриспруденция) 2. (английский язык) 3. (музыка)
Победитель игры «Поле чудес» читает любимое стихотворение. Высказыванием о Толстом подводится итог мероприятия.
Сообщение учащегося по выставке книг.
Заключительное слово учителя:

- Надеюсь, что на сегодняшнем мероприятии вы смогли узнать что-то новое о жизни и творчестве великих писателей ХІХ века. Желаю всем отличных успехов в учебе. Читайте по больше умных книг.
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертегі, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×