Г. К. Матниязова
преподаватель русского языка и литературы
профессионального лицея №2
г. Аральска, Кызылординской области
«Поле чудес»
Тема мероприятия: «Великие и простые!»
Цель мероприятия: Вызвать интерес к жизни и творчеству писателей ХІХ века,
рассказывая о фактах, которые не были затронуты на уроке.
Оборудование: Портреты и фотографии детских и юношеских лет А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Марии Алексеевны Ганнибал, Вольтер и Парни, Батюшкова, Жуковского, Екатериной Сушковой, виды села Захарово, Царскосельского лицея, Кавказа, Середникова, Полтавы, Гимназии высших наук в Нежине, таганрогской гимназии, Ясной Поляны, роман Пушкина «Евгений Онегин». Проектор. Барабан игры «Поле чудес». Цитаты. Выставка книг.
Форма работы: Игра «Поле чудес».
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя.
- Сегодняшний урок посвящен детским и юношеским годам писателей ХІХ века.
И проведем мы его в форме игры капитал-шоу «Поле чудес».
Заранее учащиеся получают задание – повторить /в рамках программы или вне программы/ биографию писателей ХІХ века и выучить наизусть одно стихотворение этих писателей.
К барабану приглашается первая тройка игроков. На экране фотография Пушкина-ребенка.
- Послушайте интересные факты детских годах Пушкина.
Летние месяцы 1805-1810 годов будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захарове. Бабушка писала о своём внуке: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины».
- Задание первой тройке. «Шесть лет Пушкин провел в Царскосельском лицее. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценен его поэтический дар. В лицейский период Пушкиным было издано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII-XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, мастер легкой поэзии, и Жуковский, глава отечественного романтизма». (По ходу сообщения через проектор показываются фотографии, сопровождающие его.)
Вопрос:
- С 1816 года, вслед за Жуковским, он обращается к этому жанру, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделенной любви, ухода молодости, угасания души. Назовите этот жанр.
(элегия)
Игрок, угадавший слово переходит во второй тур, а остальные два игрока читают наизусть стихотворение. Читается цитата о Пушкине.
Приглашается вторая тройка игроков.
–Вот интересные факты из жизни М. Ю. Лермонтова (на экране появляется детская фотография Лермонтова). Мальчиком лет десяти бабушка повезла его на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет девяти – и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение: к Гению
Лето 1830 года Лермонтов провел в Середникове, подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова – Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой, Екатериной Сушковой.
Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздернутым носом и удивительной улыбкой, менее всего мог показаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему «предлагали» волчок или верёвочку, угощали булочками с начинкой из опилок. Сушкова приписала даже себе стихотворение, посвященное другой девице.
Вопрос:
-Варенька была соседкой по московской квартире на Малой молчановке. К ней он питал до конца жизни едва ли не самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нем женщиной. Угадайте её фамилию.
(Лопухина)
Угадавший слово учащийся переходит в финал, а остальные читают наизусть стихотворение и становятся зрителями. Читается цитата о Лермонтове.
К барабану приглашается третья тройка.
Задание третьей тройке.
- В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей для приготовления к гимназии, затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником. В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама Гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы ХVIII века и её одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что, впрочем, лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю. Но Гоголь обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в этом и русской словесности.
Вопрос:
- В чём Гоголь делал успехи, кроме русской словесности?
(рисование)
Определяется третий финалист, проигравшие читают стихотворения. . Читается цитата о Гоголе.
Финальная игра.
К барабану приглашаются финалисты. Задание к финальной игре:
- Антон Чехов был третьим ребенком в семье. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья бегали рыбачить или ловить щеглов или чижей.
В восемь лет Чехов поступил в таганрогскую гимназию. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил первый свой псевдоним «Чехонте».
Вопрос:
- Как фамилия учителя закона Божьего, который наградил Чехова этим псевдонимом?
(Покровский)
Победителю финальной игры предлагается супер игра. Участники супер игры читают любимые стихотворения. Также читается цитата о Чехове.
Супер игра. Задание таково:
- Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне. В своем дневнике Толстой ставит себе огромное количество Целей и правил; удавалось следовать лишь небольшому числу их.
Вопрос:
-Назовите удавшиеся занятия писателя. Разрешается назвать шесть букв. Если такие буквы есть, их откроют во всех трёх словах. Оценку «пять» вы уже заработали, угадав слова супер игры, вы получите в подарок роман Пушкина «Евгений Онегин».
1.(юриспруденция) 2. (английский язык) 3. (музыка)
Победитель игры «Поле чудес» читает любимое стихотворение. Высказыванием о Толстом подводится итог мероприятия.
Сообщение учащегося по выставке книг.
Заключительное слово учителя:
- Надеюсь, что на сегодняшнем мероприятии вы смогли узнать что-то новое о жизни и творчестве великих писателей ХІХ века. Желаю всем отличных успехов в учебе. Читайте по больше умных книг.
Великие и простые!
- ramuk_b
- 17 мам 2012
- 2353
- 0
- 0
Ілмек сөздер: Русский язык, поле чудес, мероприятия, вопрос
Ұқсас жаңалықтар:
«Ағылшын тілі Жаңа саясатқа кірудің басты кілті»
Цель: повысить интерес обучающихся к изучению языков. Задачи: • познакомить с историей праздника – День языков народов Казахстана (22 сентября) и о...Лидер 21 века
Мангистауская область, Бейнеуский район, село Боранкул Опорненская средняя школа учитель русского языка и литературы Акоразова Жанат Темирбаевна...Любовная лирика А.С.Пушкина
Тема: « Он пел любовь…» Любовная лирика А. С. Пушкина...«Размышляя о судьбе поэта» ( жизнь и деятельность М.Ю.Лермонтова )
Учитель русского языка и литературы школы - гимназии города Жанаозен, Мангистауской области Есмагамбетова С. А...А.С. Пушкин Уж небо осенью дышало
Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» Цель: • Познакомить учащихся с новым лирическим произведением А.С. Пушкина; • Формировать читательскую...Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.