Сайтқа кіру Тіркелу

А.С. Пушкин Уж небо осенью дышало

Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Цель:
• Познакомить учащихся с новым лирическим произведением А.С. Пушкина;
• Формировать читательскую компетенцию младших школьников;
• Формировать умение постановки проблемных вопросов и ответов на них;
• Научить понимать настроение лирического героя;
• Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;
• Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии.
Оборудование: презентация, дополнительная литература стихов об осени.

Ход урока.
1.Организационный момент
1.Психологический настрой
Каждый день всегда, везде
На уроках и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
2.Опрос домашнего задания
Чтение наизусть басни И.А. Крылова» Стрекоза и Муравей»
3.Обобщение темы
4.Объяснение новой темы
Ребята, отгадайте загадку:
Пришла без красок и кисти
И перекрасила все листья.(Осень)
5.Вступительное слово учителя

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.(картина осени)
-Да, ребята каждое время года хорошо по – своему. Но мы сегодня будем говорить об одном. Осень. Многие писатели воспевали в своих произведениях это время года, но мы обратим свои взоры только к одному.

III. Основная часть урока.
1. Автобиографическая справка.
В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С. Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой – королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. О няне А.С. Пушкин писал:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
А.С. Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.
Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:
«Всё мрачную тоску на душу мне наводит».
Здесь, в селе Михайловском, он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.

3. Чтение стихотворения учителем, звукозапись. - О каком времени года рассказывает поэт? (об осени)
- Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь? (о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»)
- Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? (не радует, он называет ее «скучная пора»)
- Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»)
- Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)
- Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться. («…С печальным шумом»)
- Какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)
- Найдите строки, где говориться о перелетных птицах. Что они делают? («Гусей крикливых караван тянулся к югу»)
- Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг)
- Мы только видим это? (нет, мы еще слышим крики гусей)
- Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)
- Почитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало»)
- Как вы это представляете? ( небо серое, затянутое тяжелыми облаками)
- Как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)
- Еще, о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся)
- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.

4. Чтение стихотворения учащимися вслух
Словарная работа
Сень-то, что покрывает кого-нибудь, что нибудь
Караван-группа кого, чего-нибудь, двигающихся друг за другом.

5.Опережающее задание
-Кто из вас расскажет стихотворение наизусть?
6.Заключительная часть урока.
-Как вы думаете нравится ли А.С. Пушкину осень?(высказывания детей)
Осень….любимое моё время …пора моих литературных трудов’’-говорил А.С.Пушкин.
-Давайте послушаем ещё некоторые его строчки об этом времени года:
(читают дети)
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно,
Как нелюбимое дитя в семье родной…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса…
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружный гор…
…Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там и день, и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист…
Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.
И хочется закончить наш урок словами:
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.
10. Домашнее задание.
• Выучить стихотворение наизусть.
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, нақыл сөздер, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×