Сайтқа кіру Тіркелу
загрузка...

Восстание под руководством Сырыма Датова

ЗКО, Шынгырлауский район,
п. Шынгырлау, Чиликская СОШ им. Л. Клышева,
учитель истории Жумабаева А. Х.

Класс: 8
Тема: «Национально - освободительное движение Сырыма Датулы (1783 - 1797г. г.)».
Цель урока: Создать условия для формирования информационно - коммуникативных компетентностей через систематизацию и расширение полученных знаний по теме занятия; подготовка к внешнему контролю качества знаний.
Задачи урока:
- раскрыть условия и причины движения на основе конкретных фактов;
- развить у учащихся навыки логического мышления, эффективного использования дополнительной литературы;
- помочь учащимся понять историческое значение национально - освободительного движения казахского народа.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: интерактивный.
Методы обучения: Частично - поисковый, аналитический.
Приемы обучения:
- постановка проблемных вопросов и перевод их в проблемные ситуации;
- раскрытие практической значимости темы, сравнение и аналогия.
Оборудование урока: интерактивная доска, карта «Участие казахов в крестьянской войне и восстание Сырыма Датулы», ватман, фломастеры, исторические документы, раздаточный материал, презентация, мозаика «Портрет Сырыма Датулы».
Понятия:
Марионетка – человек, политический деятель, слепо действующий по воле другого.
Расправа – орган управления царской администрации в Младшем жузе.
Старшина – управитель рода.
План урока:
1. Причины и движущие силы национально - освободительного движения.
2. Сырым Датов - деятель, оратор и би, лидер национально - освободительного движения.
3. Повод и начальный этап национально - освободительного движения.
4. Реформы барона Илельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе.
5. Причины поражения восстания. Историческое значение национально - освободительного движения 1783 - 1797 г. г.
Ход урока:
1. Вводно - мотивационный этап. Организация учебной деятельности.
2. Изучение нового материала через поисковую деятельность с выполнением компетентностно - ориентированных заданий.
3. Систематизация и закрепление.
4. Итоги урока.
5. Рефлексия. Обсуждение с детьми положительных моментов урока, роль и место.
6. Д/З
Ход урока:
Вводно - мотивационный этап. Организация учебной деятельности.
- Сегодня наш урок пройдет в форме работы по группам, на которые я вас разделила с помощью карточек (собрать мозаику «Портрета Сырым Датулы») дать объяснения картинке и вывести тему урока.
- У вас на столах лежат цветные листочки, на которых вы сейчас напишите свои фамилии, и я вас прошу, поставить цифру 1 написать один словом ваше настроение. Отложите пока эти листочки. В каждой группе вы должны выбрать командира, таймспикера, докладчика, советника и помощника.
- Рассказ учителя с использованием опорных схем, карты.
Национально - освободительное движения на территории Казахстана в XVIII века:
1. Участие казахов в крестьянской войне 1773 - 1775 г. г. под предводительством Емельяна Пугачева.
2. Восстание казахов Младшего жуза 1783 - 1797г. г. под предводительством Сырыма Датулы.
- Вопрос классу с целью актуализации знаний: Каким было социально - политическое положение в Младшем жузе в 70 - 80 – х годах XVIII века? – ответы учащихся и работа с картой.

2. Изучение нового материала через поисковую деятельность с выполнением компетентностно - ориентированных заданий.
Цель (для учеников): познакомиться с восстанием казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы (1783 - 1797г. г.) и применять полученные знания на практике при составлении схемы или кластера.
Итак, сейчас каждая группа возьмет один по одному вопросу из нашего плана урока, и дополнительный материал, который есть у вас на партах. Ваша задача в течение 6 минут раскрыть свою тему в виде схемы, кластера. Для этого я вам предлагаю использовать ватман и фломастеры. Таймспикеры должны обязательно следить за временем. После того, как все команды будут готовы, по моему хлопку спикер каждой команды начнет движение по часовой стрелке. Когда спикер приходит в другую группу ему дается 1, 5 минуты для объяснения своей темы. После этого как все команды будут пройдены, спикеры вывешивают работы групп на доску.
Темы для команд: (по жребию)
1. Причины и движущие силы национально - освободительного движения.
2. Сырым Датов - деятель, оратор и би, лидер национально - освободительного движения.
3. Повод и начальный этап национально - освободительного движения.
4. Реформы барона Илельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе.
5. Причины поражения восстания., Историческое значение национально - освободительного движения 1783 - 1797 г. г.
Защита проектов. Обсуждения. Формативное взаимооценивание с помощью цветных стикеров.
Упражнения «Займите позицию».
«Герой»
«Мститель»
«Воздержавшиеся»
Учащиеся аргументируют свою позицию.
Учитель: Кто же на самом деле Сырым? Герой? Мститель? - ответ учащихся.
Учитель: На этот вопрос поможет ответить работа А. И. Левшина, уделившего внимание характеристике С. Датулы: «Все поступки Сырыма показывают, что он был человек с диким, беспокойным, мстительным, но сильным характером и с редкой предприимчивостью.
Учитель: Таким образом, Сырым и герой, и мститель, т. е. человек неординарный.
Учитель: Каковы же причины поражения восстания? Какую ошибку допустил Сырым Датулы? Как поступили бы вы наместе Сырыма Датулы?
Учитель: И так, мы выяснили причины, движущие силы, характер, причины поражения движения, узнали о личности — Сырыма Датулы.

3. Систематизация и закрепление.
Задание 1. Соотнести даты и события:
Дата Событие
1 1778 г. 1 Во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами погибли дети С. Датулы
2 1783 - 1797 гг. 2 Годы восстания С. Датулы
3 1782 г. 3 Указ правительства о разрешении зимнего перегона скота казахов на правобережье Урала, только при условии найма земли
4 Весна 1783 г. 4 Набеги казахов на Уральскую линию
5 1785 г. 5 Место сражения в районе Нижнеуральской линии
6 1784 г. 6 Главой Оренбурской губернии стал барон О. А. Игельстром
7 1786 г. 7 О. А. Игельстром предложил проект реформирования ханской власти. Создана Оренбургская пограничная комиссия.
8 1791 г. 8 Ералы султан избран ханом Младшего жуза
9 1792 г. 9 С. Датулы атаковал Илецкую защиту
10 1797 г. 10 Отряды С. Датулы совершили набег на ханскую ставку и убили хана Есима
11 1801 г. 11 Год создания Внутренней Орды
Для учащихся
Дата Событие
1 1778 г. 1 - 8 1 О. А. Игельстром предложил проект реформирования ханской власти. Создана Оренбургская пограничная комиссия.
2 1783 - 1797 гг. 2 - 7 2 Место сражения в районе Нижнеуральской линии
3 1782 г. 3 - 9 3 Отряды С. Датулы совершили набег на ханскую ставку и убили хана Есима
4 Весна 1783 г. 4 - 10 4 Главой Оренбурской губернии стал барон О. А. Игельстром
5 1785 г. 5 - 2 5 С. Датулы атаковал Илецкую защиту
6 1784 г. 6 - 4 6 Год создания Внутренней Орды
7 1786 г. 7 - 1 7 Годы восстания С. Датулы
8 1791 г. 8 - 11 8 Во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами погибли дети С. Датулы
9 1792 г. 9 - 5 9 Указ правительства о разрешении зимнего перегона скота казахов на правобережье Урала, только при условии найма земли
10 1797 г. 10 - 3 10 Набеги казахов на Уральскую линию
11 1801 г. 11 - 6 11 Ералы султан избран ханом Младшего жуза

Задание 2. «Продолжи предложение» (оценивается в 2 балла)
1. С. Датулы возглавлял отряд из __2700____ человек, старшины Барак – из __2000_____ и Тленши – из __1500__
2. В 1778 году во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами __погибли дети С. Датулы___
3. Восстание казахов 1783 - 1797 гг. под предводительством С. Датулы охватило территорию ______Младшего жуза_____________________________
4. Основной движущей силой восстания под руководством С. Датулы были _______казахские шаруа, старшины, бии, батыры______
5. Первое крупное столкновение С. Датулы с казачьими отрядами произошло в ___июнь 1784 г.____
6. Весной 1786 г. Нуралы бежал под прикрытие Российского правительства на Уральскую казачью линию. Он скончался ____в Уфе, 1790 г._______________________________

Задание 3. Тесты.
1. Кто освободил Сырыма из казачьего плена весной 1784 года?
А) хан Абылай
В) хан Нуралы
С) Елизавета Петровна
D) Ханский совет
Е) суд биев
2. Старшиной, какого рода был Сырым Датов?
А) Бериш
В) Жагалбайлы
С) Шомекей
D) Адай
Е) Байбакты
3. Автор письма в Петербург, написавшего об участии Сырыма на завершающем этапе восстания Е. Пугачева?
А) Суворов
В) Нуралы хан
С) Сорокин
D) Рейнсдорф
Е) Неплюев
4. Найдите ошибку в перечне целей восстания С. Датулы?
А) возвратить земли, веками являвшиеся собственностью аульной общины
В) восстановить сложенную веками традицию маршрутов кочеваний казахских родов
С) прекратить захват земель Сибирскими казачьими отрядами
D) прекратить завоевания Уральскими казаками казахских земель
Е) ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы и его окружения
5. Сколько человек сражались под знаменем Сырыма в ноябре 1784 г. в районе р. Сагыз?
А) 500
В) 1000
С) 2000
D) 3000
Е) 4000
6. Найдите ошибку в перечне руководителей карательных отрядов направленных для подавления восстания С. Датулы?
А) генерал - майор Смирнов
В) старшина Колпаков
С) старшина Понамарев
D) князь Г. А. Потемкин
Е) майор Назаров
7. Найдите ошибку в перечне причин провала реформы Игельстрома в Младшем жузе?
А) часть повстанцев выступила за сохранение веками существовавшей ханской власти
В) непоследовательность политики самого Сырыма
С) нарастание антимонархических движений против династии Романовых
D) часть феодалов, крупных родоправителей выдвинули на ханский престол султана Каипа
Е) часть повстанцев выступила за окончательную ликвидацию ханской власти в степи
8. Назовите главный повод начала нового этапа восстания в 90 - е гг. 18 в.?
А) провал реформы Игельстрома
В) назначение ханом Младшего жуза Ералы султана
С) поражение войско Сырыма в районе нижнего Урала
D) нападения и грабеж атамана Донскова на казахские аулы
Е) все выше перечисленное
9. В какой район Сырым предложил перекочевать родам Торткара и Кердеры, с целью сохранения мирной обстановки в аулах?
А) к Каспийскому морю
В) к Мугоджарским горам
С) к правобережью Урала
D) к Астраханской степи
Е) к Среднему жузу
10. Найдите ошибку в перечне причин поражения восстания Сырыма Датулы?
А) разногласия среди старшин Младшего жуза
В) разнородность требования основной движущей силы
С) слабая организация повстанческих отрядов и преобладание родового принципа в их формировании
D) отсутствие единства среди феодальных групп по организации борьбы
Е) нападение Сырыма на не поддержавших его аулы

4. Итоги урока.
А сейчас вы должны обменяться с соседом по парте листочками, и на инетрактивной доске я выведу правильные ответы. ПРОВЕРКА. Поднимайте руку ребята, согласно критериям о которых я буду говорить и показывать. Критерии оценивания данной работы:
28 - 33 - правильных ответов – «вы отлично поработали на уроке»
22 - 27 правильных ответов – «вы хорошо усвоили тему»
16 - 21 правильных ответов – «вы не до конца разобрались с пройденной темой, еще раз вам нужно ее прочитать»
0 - 15 правильных ответа – «вам нужно обратиться к источнику и прочитать данную тему, пересказать и снова прочитать, для того, чтобы лучше ее запомнить»
Вывод урок: Восстание казахов в Младшем жузе под предводительством Сырыма Датова явилось первым открытым выступлением против колониальной политики российского царизма. Восстание 1783 — 1797 гг. было крупным выступлением казахских шаруа, направленным против феодальной и колониальной эксплуатации, подорвавшим основы ханской власти в Младшем жузе, что приблизило ее окончательную ликвидацию.
Воинственный и в то же время дипломатичный склад ума С. Датова сыграл важную роль в его контактах как с народом, так и с колониальными властями, и с ханско - султанской верхушкой. В памяти народа Сырым остался как один из влиятельных политических деятелей последней трети XVIII века.
В 2000 году в городе Уральске установлен конный памятник Датову.
В месте, где по легендам зарождалось народно - освободительное движение — Сырымском районе Западно - Казахстанской области, названном народом Сырым - тобе (Холм Сырыма), в 2007 году построен мемориальный комплекс Сырыма Датова. Дата смерти Сырыма Датова никому не известна.

5. Рефлексия. Обсуждение с детьми положительных моментов урока, роль и место.
- Я вас прошу вернуться к нашим цветным листочкам, поставить на них цифру 2 написать одним словом ваше настроение на данный момент. Все? Спасибо. Эти листочки я потом соберу.
- А сейчас, я вам предлагаю оценить результат нашего урока одни жестом!

6. Домашнее задание
• параграф 4, с. 24 - 29
• каждому индивидуально составить 10 тестовых вопросов по домашнему параграфу: 1 лист А - 4 – вопросы (5 вариантов ответа), обязательно наверху указать свою фамилию; 2 лист А - 4 – ответы (цифра - буква), обязательно наверху указать свою фамилию.
Кері қайту
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
загрузка...
Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Күнделікті сабақ жоспары, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, ана тілі, ашық тәрбие сағаты, ағылшын тілі, ағылшын тілінен сабақ жоспары, бала бақша, бала-бақша, балабақша, балабақшаға арналған, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, ертеңгілік, математика, математикадан сабақ жоспары, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, технология, тәрбие, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, әдебиет, әдебиеттік оқу

Барлық тегтерді көрсету