Сайтқа кіру Тіркелу

«Особенности древнерусской литературы»

Город Атырау
средняя школа № 23
учитель русского языка
Бозжигитова Ляззат Конакбаевна

Русская литература. 9 класс
ТЕМА: «Особенности древнерусской литературы»
Цели:
Познакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы;
Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.
Оборудование: Учебники литературы для 9 класса.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала. Слово учителя.
Возникновение Древнерусской литературы связано с принятием христианства и в связи с этим с появлением письменности на Руси. Первыми книгами, появившимися на Руси, были переводные церковные книги. В начале XI века появляются первые собственно русские произведения, написанные либо высоко образованными монахами, либо знатными людьми. Первые книги были буквально прорисованы. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века. Цель первых литературных произведений: наставлять, рассказывать, оберегать. Подлинно русский жанр литературы – летопись. Наиболее известна нам «Повесть временных лет» (написанная около 1113) – это собрание (свод) разных летописей. Составил её монах Киево-Печёрского монастыря Нестор. Сказание, поучение, повесть, житие тоже относятся к жанрам древнерусской литературы.

Основные периоды развития древнерусской литературы.
XI-XIII в. – литература домонгольского нашествия (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.) Литература этого периода создавалась для элитарного читателя (монаха-книжника, просвещённого знатного князя), так как грамотой владели лишь высоко просвещённые монахи и родовитая знать. Цель написания произведений этого периода – призвать русских князей к объединению. XIV-XVIIв. – литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) развивается в сторону демократичности читателя; тематика произведений становится более разнообразной.

3. Чтение статии о древнерусской литературе по учебнику. (6-8 стр.)
4. Особенности древнерусской литературы (запись основных положений в тетради).
5. Ответы на вопросы
-В какой период на Руси развивалась древнерусская литература?
-Что такое рукопись? Как изготовлялись рукописные книги?
-Что такое летопись? Когда и кем была написана летопись «Повесть временных лет»?
- В чём своеобразие тематики древнерусской литературы?

(Древнерусская литература описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; только в поздний период существования древнерусской литературы в книгах появляется бытовая тематика).
- В чём особенности вымысла в древнерусской литературе?

(Древнерусская литература не знает вымышленных сюжетов; в ней всегда описываются исторические события, действуют исторические лица. Сознательный вымысел появляется лишь в литературе 17 века. Если же в произведении изображается что-то фантастическое, то сам писатель и читатели верили в достоверность происходящих событий. Древнерусскую литературу отличает простой, незамысловатый сюжет).
- Что служило материалом для письма?

(Книги в Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей кожи). Бумагу стали использовать только в 15 веке; её завезли с Запада).
6. Обобщение темы
Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла. Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет семьсот лет. Знать фольклор, древнерусскую литературу - значит сохранять память народную.
7. Домашнее задание:
1.Конспект статьи из учебника об основных особенностях древнерусской литературы, повторить сведения по тетради.
2.Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (письменный ответ на вопрос)
8. Комментирование оценок
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Былины. Виды былин, поэтика былин

Былины. Виды былин, поэтика былин

Цель: Дать понятие былины как произведения устного народного творчества, одного из трёх родов литературы....
Ч. Айтматова “Буранный полустанок”

Ч. Айтматова “Буранный полустанок”

Шоманова Зияда Асетовна, учитель русского языка и литературы СШ № 163 поселка Жанакорган Кызылординской области...
Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»

Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»

Жарылкасын Гаухар Айболаткызы учитель русского языка и литературы сш№170 Кызылрдинской области, Казалинского района Тема: Интеллектуальная игра...
Склонение имён существительных в единственном числе

Склонение имён существительных в единственном числе

Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска Кызылординской области Тема урока: Склонение имён...
А. Бек

А. Бек "Волоколамское шоссе"

Атырауская область город Атырау средняя школа № 23 учитель русского языка и литературы Бозжигитова Ляззат Конакбаевна Русская литература. 8 класс ...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×