Сайтқа кіру Тіркелу

Бессоюзное сложное предложение

Урок русского языка на тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Цель урока:
Образовательная: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях:
Развивающая: определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи:
Воспитательная: правильно расставлять знаки препинания
Тип урока: комбинированный
Оборудование: толковые словари русского языка, учебник, сборник текстов, интерактивная доска
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания
Записать в три столбика предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.
*По улицам двигались тяжелые грузовики мчались легковые машины.
*Понимая что он не придет она все - таки не ложилась до самого утра.
*В небе грозно сверкает молния гремит гром.
*Вспомните что он сказал и как это он сделал.
*Звезды то мигали слабым светом то исчезали; отсырела от росы выпавшей с вечера земля.
Блиц - опрос
1. Какие предложения называются сложносочиненными?
2. Какие отношения между частями сложносочиненного предложения?
3. Когда в ССП не ставится запятая?
4. Какие отношения между частями сложноподчиненного предложения?
5. Чем связаны части простых предложений в составе ССП и СПП?
3. Объяснение нового материала
Анализ предложений:
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (А. С. Пушкин)
Между частями в бессоюзных сложных предложениях устанавливаются разные смысловые отношения. В данном предложении, например, перечисление.
Сопоставление: Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. (А. Аскаков)
Пояснение: Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. (М. Пришвин)
Причины: Сейчас вода в озере была черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский)
Следствия: Мы в трауре, так балу дать нельзя (А. Грибоедов)
Времени: Буря прекратилась – отряд двинулся дальше.
Выводы: Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видовременных форм глаголов и порядком следования частей.
Сложное бессоюзное предложение может состоять из двух и более самостоятельных частей.
Сложное бессоюзное предложение не надо путать с простым предложением, в котором есть однородные члены, соединенные бессоюзной связью.
Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы… Львы на воротах и стаи галок на крестах. (А. С. Пушкин). Это простое предложение с однородными подлежащими.
ВБСП отношения между предложениями менее определенные, чем в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых предложений. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.
Позвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок – начался урок.
1 - интонация перечисления
2 - предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первом предложении
3 - интонация повышается в первом предложении и понижается во втором.
4. Закрепление материала
БСП с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
Запишем текст под диктовку
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Задание
1. Проверьте записанный текст (на интерактивной доске)
2. Почему во втором предложении мы поставили запятую, а в третьем - точку с запятой?
Во втором предложении автор перечисляет то, что видит в лесу, а это требует простановку запятой.
В третьем предложении в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация в этом предложении обозначается точкой с запятой.
6. Подведение итого
*Итак, какое предложение называется бессоюзным?
*Какие знаки препинания ставятся в БСП?
*Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?
7. Домашнее задание
Общие сведения о БСП. Анализ предложений.
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
Экзаменационные билеты по русскому языку для 11 класса

Экзаменационные билеты по русскому языку для 11 класса

учитель русского языка и литературы средней школы имени Т. Г. Шевченко Муфтакова Маншук Шуиншалиевна...
Указательные слова в сложноподчинённых предложениях

Указательные слова в сложноподчинённых предложениях

Амренова Айгуль Кажибаевна учитель русского языка и литературы Мариновская казахская средняя школа Атбасарского район, Акмолинская области...
Простое предложение

Простое предложение

Аманшеева А. Ж. учительница русского языка и литературы средней школы М. Жумабаева Айтекебийского района Актюбинской области...
Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Предмет: русская речь Класс: 9а Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении Цели:1. Образовательные: обобщение, систематизация и углубление знаний...
Средства связи в сложноподчиненном предложении

Средства связи в сложноподчиненном предложении

Солтүстік Қазақстан облысы, Қызылжар ауданы, Шаховское орта мектебі. Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі: Айсабекова Гульнар Мажитовна Тема:...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мақала, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Ресей, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ағылшын тілі, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, жыр, математика, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, Қазақстан, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету
×