Сайтқа кіру Тіркелу
загрузка...

Игра «Счастливый случай»

Цель: систематизировать, обобщить знания по теме «Лексика и фразеология».
Ход урока.
– Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки 9-х и 10-х классов. Дорогие друзья, добро пожаловать в Страну русского языка. Девиз нашей игры: «Выучи русский язык».
– Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.

І.ГЕЙМ:Разминка. 7 вопросов-5 минут.
1. Что такое лексикология?
2. Однозначные и многозначные слова.
3. Омонимы, синонимы, антонимы.
4. Общеупотребительные и необщеупотребительные (профессиональные, диалектные) слова.
5. Исконно русские и заимствованные слова.
6. Устаревшие слова и неологизмы.
7. Фразеологизмы.
Отвечает представитель команды!

II. ГЕЙМ: «Заморочки из бочки»
Отвечает капитан.
Тестирование
1. Укажите заимствованное слово.
а) стена,
б) белокурый,
в) ветеран,
г) стул.
2. Укажите устаревшее слово.
а) приказчик,
б) бумага,
в) писатель,
г) отрывок.
3. Укажите профессиональное слово.
а) книга,
б) изобретение,
в) печать,
г) зубило.
4. Укажите диалектное слово.
а) морковь,
б) овощи,
в) свекла,
г) бурак.
5. Укажите неологизм.
а) соревнование,
б) луноход,
в) аппарат,
г) корабль.
6. Укажите фразеологизм.
а) Петя плохо работал.
б) На уроке Петя работал спустя рукава.
в) Он не выполнил задания.
г) Он бездельничал.
7. Укажите раздел, изучающий лексику.
а) лексикология,
б) синтаксис,
в) фразеология,
г) фонетика.
8. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый?
а) свежий костюм,
в) свежий воротничок,
б) свежий журнал,
г) свежий хлеб.

III.ГЕЙМ: «Тёмная лошадка» Что это?
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)
2. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. (Язык.)
3. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода.)
4. Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. (Каша.)

IV. ГЕЙМ. « Ты мне, я тебе»
Раскрыть смысл выражения, которые называются крылатыми.
1.Рукой подать (близко)
2.В час по чайной ложке (медленно)
3.Во весь дух (быстро)
4.Ни пуха не пера (пожелать удачи)
5.Прикусит язык (замолчать)
6.Засучив рукава (хорошо работать)
7.Спустя рукава (работать плохо)
8.Склонять по падежам (ругать)

V.ГЕЙМ: Гонка за лидером.
1. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов.
яблоку негде упасть
вывести на чистую воду
делать из мухи слона
за тридевять земель
зарубить на носу
засучив рукава
иметь голову на плечах
в двух словах
в двух шагах
одного поля ягода
водить за нос
бить баклуши
сломя голову
себе на уме
клевать носом
в три ручья
стричь всех под одну гребенку
убить двух зайцев
на всех парусах
садиться не в свои сани
взять голыми руками
раз, два и обчелся
со всех ног
без году неделя
как свои пять пальцев скрепя сердце
ни свет ни заря
быть на седьмом небе
ломать голову
вставлять палки в колеса
два сапога – пара
сидеть сложа руки
повесить нос
кривить душой
спустя рукава
от корки до корки
вызывать огонь на себя
заблудиться в трех соснах
на все четыре стороны
гнаться за двумя зайцами
кусать себе локти
брать себя в руки
с три короба
не покладая рук

Подведение итогов урока-игры, награждение команды-победительницы


"Люби и знай русский язык". 7-й класс
Цели: расширить знания учащихся о русском языке; развивать внимание, память, логическое мышление, любознательность, устную речь;воспитывать интерес к русскому языку.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Представление каждой команды (название команды, девиз)
3. Проверка домашнего задания
Каждая команда представляет сценку, в которой обыгрывается смысл фразеологизма.
4.Разминка
Угадайте: о каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.(Вопросительный знак.)
5. Конкурс «Отгадай»
Отгадать загадку:
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился… (парашют)

Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам.
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь)

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

На стене, на видном месте,
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (Почтовый ящик)

И зелен и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом… (Картошка)

Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет (Школа)

6. Раскрой смысл выражений.
Как рыба в воде-
Рукой подать-
Через час по чайной ложке-
Во весь дух-
Без году неделя-
Морочить голову-
Работать спустя рукава-
7. «Собери пословицу»
Из разрезанных слов собрать 5 пословиц.
Друзья познаются в беде.
Семеро одного не ждут.
Сделал дело – гуляй смело.
Век живи, век учись.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
8. Шарады
Шарада – это загадка, в которой загаданное слово нужно отгадывать по частям, каждая часть слова сама является целым словом.

Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз.
А в целом я – материя,
И на костюм гожусь. (Сук-но)

Первый слог – местоименье,
Второй – весенний месяц яркий,
В конце частица для смягченья,
В целом – остров очень жаркий. (Я-май-ка)

Начало деревом зовётся,
Конец – читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдётся,
И в каждой строчке есть они. (Бук-вы)

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же – в дневнике я и в журнале.(Оценка.)
9.Устный блицопрос:
1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое.)
2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета. (Определение.)
3. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство.)
4. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация.)
5. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис.)
6. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение.)
7. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание.)
8. Главный член предложения, обозначающий предмет. (Подлежащее.)
10. Конкурс «Кто больше?»
Из букв данных слов в течение 1 минуты составьте новые слова (сущ., нарицат., ед.ч, им. п.)
ВОСПОМИНАНИЕ (сом, сон, нос, оспа, мина, навес, сова, спина, вена, нива, пони, ива, внимание, понимание, вина, вино, осина, пена, овен, овин)
11. Подведение итогов
Кері қайту
Загрузка...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
загрузка...
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мұқағали Мақатаев, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ашық тәрбие сағаты, ағылшын тілі, ағылшын тілінен сабақ жоспары, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, математика, математикадан сабақ жоспары, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету