Сайтқа кіру Тіркелу
загрузка...

Начальные этапы работы над полифонией в классе фортепиано

Воспитание и обучение ученика - пианиста – сложный и многогранный процесс, в котором происходит выявление и раскрытие его способностей, их гармоническое развитие. Одним из непременных условий этого развития является приобщение к миру полифонической музыки.
Вся фортепианная литература полифонична. Прежде всего следует научить ребенка выразительному и певучему исполнению одноголосных песен – мелодий (например: русские народные песни «Ходила младешенька по борочку», « Коровушка», польская народная песня «Висла» и др. из «Школы игры на фортепиано» Николаева). В дальнейшем этот навык переходит на сочетание двух мелодий в легких полифонических пьесках. Этот переход является естественным, что способствует сохранению интереса к полифонической музыке в дальнейшем.
Работу над полифонией нужно начинать с простого, доступного ученику материала, подбирать пьески с постепенным усложнением полифонических трудностей. Ученик должен познакомиться с основными видами полифонии, отличать их друг от друга, должен научиться работать над этими произведениями.
Полифония может быть подголосочной, контрастной, имитационной.
Подголосочная полифония свойственна славянской музыке, в произведениях этого типа легко отличить главный голос от сопровождающих голосов, более развитым является солирующий голос, остальные голоса играют роль сопровождения. В интонационном отношении они родственны главному голосу (в контрастной полифонии такой связи нет). Примерами могут явиться пьесы М. Крутицкого «Зимой», Д. Кабалевского « Ночью на реке», Д. Левидовой «Колыбельная» и т. п.). Сопровождающие голоса могут не просто подпевать, но придать новый характер звучанию, например, « Кума» Александрова, в начале которой мы слышим спокойный характер, в конце – танцевальный. Содержание должно быть понятно ученику (слова наталкивают на содержание).
Следующим этапом является знакомство с понятием имитации, где мелодия появляется в разных голосах попеременно. Сопрано и бас – имитация (бас «передразнивает» сопрано), мелодия перемещается из одного голоса в другой. Простейшие примеры для знакомства: Гедике «Ригодон» ор. 46 №1, К. Лонгшамп - Друшкевичова «Два приятеля», Мясковский «Беззаботная песенка». В имитационной полифонии трудно сказать, какой голос главный, в интермедиях – верхний голос. С имитационной полифонией знакомимся на различных пьесах, фугеттах, фугах. Далее можно перейти к понятию канона (т. е. имитация всего произведения). Наложение голосов происходит не сразу. Сначала верхний голос, почти кончился – вступает нижний, потом на середине 2 - й голос. Канон в переводе с греческого означает образец, правило. В качестве начального материала можно использовать примеры: Р. Леденев. Маленький канон (F - dur), русская народная песня «На речушке, на Дунае» в обработке С. Ляховицкой и Л. Баренбойма, И. Хуторянский «Маленький канон» (d - moll), русская народная песня « Ах, ты, зимушка» в обработке И. Берковича.
В двухголосных полифонических пьесах имитацию стараться подчеркнуть не динамикой, а тембром, отличным от другого голоса. Если верхний голос играть звонко, а нижний – легко и тихо, то имитация будет слышна яснее, чем при громком ее исполнении. Именно такая манера игры выявляет наличие 2 - х самостоятельных голосов, что является основой в полифонии. Т. е. динамика – это не лучшее средство сделать тему в любом голосе ясно различимой. Слышно не то, что громко, а то, что имеет свой особый, отличный от другого голоса тембр, фразировку, артикуляцию. Легкое звучание басового голоса хорошо контрастирует с звонким «пением» верхнего и воспринимается более отчетливо, чем громкое исполнение имитации.
В контрастной полифонии мы всегда найдем главный голос. Мелодически он очень развит. Остальные голоса развиты слабо, они гармонически поддерживают главный голос. Для знакомства с этим видом полифонии используем «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах», произведения добаховской полифонии Фрескобальди, Маттесона и др. При прохождении этих пьес приобретаются навыки исполнения самой полифонии, развивается чувство формы, достигается звуковое разнообразие.
В занятиях с учеником надо стараться включать в работу произведения различных стран, эпох, обращать внимание ученика на народность (скрытые песенность, танцевальность), раскрывать эстетическое богатство и художественное очарование полифонии, научить любить эту музыку. Полифонические произведения должны стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика и даже ключом к пониманию всех музыкальных стилей.
«Смотрите на голоса как на личности, а многоголосное произведение как на беседу между личностями. Каждая личность должна говорить хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, пусть молчит, пока до нее не дойдет очередь». (И. С. Бах).
«Когда говорят многие люди – это какофония, когда говорят многие голоса – божественная гармония». (Серов).

Список литературы:
Б. Милич. Фортепиано. 1 - й класс.
Пьесы, полифонические произведения. Хрестоматия для ф - п 1 - 4 класс. Изд. Москва, «Музыка», 1998г.
Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста.
И. Браудо. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.
Артоболевская. Первая встреча с музыкой.
Баренбойм. Путь к музицированию.
Калинина. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. 1974г.
Кері қайту
Ұқсас жаңалықтар:
«Ноты, Аккорды - Школа игры на фортепиано»

«Ноты, Аккорды - Школа игры на фортепиано»

Батыс Қазақстан облысы, Шыңғырлау ауданы, Балалар саз мектебінің фортепиано класының мұғалімі Жармаганбетова Зауреш Ерболовна...
Этика преподавателя

Этика преподавателя

Шоманова Зияда Асетовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной части СШ №163 Жанакорган...
Как изменяются прилагательные во множественном числе

Как изменяются прилагательные во множественном числе

Разработка открытого урока по русскому языку в 5 «Б» классе, подготовленного и проведённого учителем русского языка и литературы средней школы имени...
Инклюзивное образования как условие воспитания нравственно-духовной, гражда ...

Инклюзивное образования как условие воспитания нравственно-духовной, гражда ...

Согласно программе развития образования, в Казахстане внедрено инклюзивное обучение в общеобразовательных школах....
Цели обучения математике

Цели обучения математике

БҚО, Теректі ауданы, Приречный ЖОББМ, ІІ санатты математика-информатика пәндері мұғалімі Айшуаков Мерлан Адилович...
Пікірлер: 0
Пікір білдіру
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
загрузка...
Абайдың қара сөздері, Ашық сабақ, Бастауыш, Информатика, Мұқағали Мақатаев, Мұқағали Мақатаевтың өлеңдері, Русский язык, Сабақ жоспары, Тәуелсіздік, Физика, Химия, абай құнанбаев қара сөздері, абай құнанбайұлының қара сөздері, ана тілі, ашық тәрбие сағаты, ағылшын тілі, ағылшын тілінен сабақ жоспары, бала-бақша, балабақша, бастауыш сынып, баяндама, биология, география, дүниетану, математика, математикадан сабақ жоспары, презентация, сайыс, сайыс сабақ, сауат ашу, сценарий, тарих, тақпақ, технология, тәрбие сағаты, Қазақ әдебиеті, қазақ тілі, қазақ тілінен сабақ жоспары, қысқа мерзімді жоспар, өлең

Барлық тегтерді көрсету